В Воронежской области разгорелись споры из-за памятника, который поставили итальянцы. Изображена на нем шляпа альпийского стрелка. И противники утверждают, что это символ оккупантов.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Великую Отечественную войну в области стояли войска Муссолини. Активисты настроены решительно... А что об этом думают сами ветераны? - спросил наш корреспондент Александр Алексеев.
Скандал в Россоши случился после празднования двадцатилетия построенного здесь итальянцами детского садика. Из привезенной делегацией ассоциации альпийских стрелков книги, Николай Савченко узнал, что под расположенным напротив памятным знаком , иностранцы десять лет назад захоронили фрагмент кости неизвестного солдата. У руководителя альпийцев Николай узнал - кость нашли в местах боев наших войск с итальянской дивизией «Юлия».
Николай Савченко, житель г. Россошь: "Когда я спросил его - это кость итальянца или русского? - он сказал - я не знаю - мне все равно. Это полный бред, потому - что если это итальянец это могила неизвестного оккупанта. Если это кость русского бойца, убитого итальянцами и он лежит под вражеской шляпой - тогда это полный маразм».
Эта шляпа уже не первый год раздражает многих россошанцев. В две тысячи третьем году этот памятный знак установили в честь десятилетия с окончания строительства садика. У Николая своя версия - таким образом, гости с Аппенин хотели отпраздновать шестидесятилетие прорыва остатков своих частей из окружения. В то, что это символ примирения - с одной стороны конструкция выглядит как шляпа альпийского стрелка, а с другой напоминает профиль советской каски - он не верит - звезды на наших касках всегда были спереди, а не сбоку.
Николай Савченко, житель г. Россошь: Это 100% шляпа, в которой ходили оккупанты в этих местах, которые стреляли людей. Он быть символом примирения не может по определению».
Оригинальную шляпу альпийских стрелков можно увидеть в местном художественно - краеведческом музее. Такой головной убор уже без малого полтора века был и остается главным атрибутом действующих бойцов и ветеранов итальянских горных подразделений. Директор музея Алим Морозов мальчишкой сам пережил оккупацию, а с конца восьмидесятых годов тесно сотрудничает с итальянцами. Благодаря этому теперь в этом музее можно увидеть войну глазами и наших и итальянских солдат. Против установленного напротив детского сада памятного знака, Алим Яковлевич ничего не имеет.
- Нельзя идти вперед с головой повернутой назад. Так или иначе нам нужно смотреть в будущее и нужно думать о детях и внуках. Неужели мы будем готовить им тоже самое. Ну давайте возбуждать в них ненависть.
Увековечивать память погибших солдат иностранных армий здесь СТАЛИ еще в начале девяностых. Все говорят о примирении, но кладбища оккупантов и памятные знаки - до сих пор больная тема.
Александр Алексеев: «Первоначально немецкое командование собиралось отправить альпийских стрелков на Кавказ, но после того как части вермахта были переброшены из этих мест под Сталинград, перед итальянцами поставили новую задачу - занять позиции на берегах Дона. Убитыми и пленными они здесь потеряли около ста тысяч человек».
Альпийская шляпа расколола россошанскую общественность. Санинструктор 58 стрелковой дивизии Евдокия Адонкина и спустя семьдесят лет после боев на Дону не может сдержать слезы.
Евдокия Адонкина. Ветеран ВОВ : «Светлова Анастасия - у нее пятеро деток было. Детки просят - водички. Она подошла к колодцу, а дети кричат и так они не дождались - снайпер убил».
Дина Зябрева до сих пор надеется найти итальянского коменданта, который спасал от полицаев, вышедших из окружения красноармейцев , и помогал продуктами местному населению.
- Он очень много сделал для наших жителей и в том числе для нас. Фамилия его Пэрино Джованни Бениаминовчи.
До отправки на фронт Алексей Коваленко жил на захваченной итальянцами территории. Вспоминает, как они меняли у местного населения лимоны на молоко и яйца, а макароны - на картошку.
Маршем по октябрьской площади итальянцы прошлись в две тысячи третьем году. На этот раз им настоятельно посоветовали этого не делать и не дефилировать по городу в альпийских шляпах - не будоражить общественность.
Раисе Козаевой конфликт, возникший вокруг головного убора и не совсем понятен и не приятен - в свое время ее спас от верной смерти итальянский доктор. Николай Савченко, тем временем, предлагает вернуть эту шляпу обратно в Италию. В противном случае будет добиваться ликвидации памятного знака в суде.
86%
1.27 110.49
1.62