Русский музей создает особую электронную базу всех своих шедевров. Искусствоведы хотят максимально защитить экспонаты от подделок. Особенно после последней истории с продажей картины импрессиониста Бориса Григорьева.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Её купили за 17 миллионов рублей, но полотно оказалось подделкой. Сейчас в музее работают опытные криминалисты, именно они сканируют картины на специальном аппарате. Кроме того, в самих выставочных залах тестируют новую систему безопасности. Насколько надежна электронная охрана, выяснял наш корреспондент Максим Уразаев:
Экспонаты руками не трогать! Теперь это не просто просьба хранителей музея. Прикоснуться к прекрасному - буквально - без последствий не получится. По крайней мере в Русском музее. К полотнам прикрепили датчики, и при малейшем движении картины сработает сигнализация. Ну, это в идеале. Система новая – срабатывает не всегда.
Вынести полотно за пределы музея, конечно же, не получится, уверяет директор службы безопасности. И действительно, сигнал, пусть с задержкой, но срабатывает. И тут же поступает сюда - в центральный пункт наблюдения музея. Происходит это десятки раз за день. В большинстве случаев картинам абсолютно ничего не угрожает.
Надежда Безобразова, оператор пульта централизованного наблюдения Государственного русского музея: «Ну, например, сигналы бывают, когда салют, поскольку сигнализация очень чувствительная, она срабатывает».
Защитят экспонаты Русского музея не только от кражи и порчи, но и от подделок. Метод позаимствовали у криминалистов. Его суть достаточно проста. Экземпляр, допустим монета, сканируется. А при большом увеличении любой предмет становится уникальным. Даже современные пять рублей. Каждая вещь неповторима своим набором царапин, изгибов и сколов, подделать которые не получится при всем желании.
Сканами всех своих экспонатов Русский музей планирует защитить себя, в том числе и от скандалов с подделками. Один из самых громких продолжается до сих пор. Бывший сотрудник музея, искусствовед с мировым именем Елена Баснер продала частному коллекционеру работу импрессиониста Бориса Григорьева. Картина «В ресторане», проданная за 17 миллионов рублей, оказалась фальшивкой. Работа художника больше века хранится в Русском музее. И заведению пришлось опровергать обвинения в том, что в его запасниках подделывают картины. Впредь доказывать ничего не придется – достаточно будет сравнить скан оригинала с работой сомнительной подлинности.
Ирина Кузнецова, начальник службы безопасности Государственного русского музея: «Существует методика, которая позволяет нам точно сказать – не визуально определить, а на программно-аппаратном уровне. Программа вам подтвердит – это оригинал. Или сама укажет, что это подделка».
Сканировать картины в музее еще не начинали. Пока собирают электронную базу копий монет и банкнот – они меньше по размерам. Впрочем, огромные полотна сканировать целиком нет необходимости.
Иван Карлов, главный хранитель Государственного русского музея: «Конечно, достаточно участка картины. Поскольку эти метки будут виртуальны, мы можем их нанести на самом видном месте. Например, на лице персонажа. И этот участок точно даст понять, что это оригинал. Конечно, не нужно сканировать целиком «Последний день Помпеи» Брюллова».
При всей простоте метода защиты от подделок искусствоведы отмечают, что создание электронной базы Русского музея займет не один год, ведь в его коллекциях около полумиллиона экспонатов.
86%
1.90 107.43
1.35