Крыму, в селе Мирное, в международный день освобождения узников фашистских концлагерей, вспоминали жертв Крымского Бухенвальда - так в годы Великой Отечественной войны называли концлагерь в совхозе Красный.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В его застенках погибли более 15 тысяч человек, фашисты сжигали людей заживо. При попустительстве украинских властей, которые о зверствах просто предпочитали молчать, за последние годы в окрестностях крематория начали строиться жилые дома. Но такая история теперь в прошлом. Скоро в селе Мирное планируют открыть новый мемориальный комплекс. Репортаж Максима Уразаева:
Этот день в совхозе «Красный» для местных жителей всегда был памятным, хотя уже почти некому вспомнить события 60-летней давности - ту большую трагедию маленького села. Из очевидцев мало кто остался в живых.
Александр Скрипников, сын Лидии Волох, узницы лагеря смерти «Совхоз Красный»: «Я малолетний узник этого концлагеря, правда, был здесь недолго, всего 1,5 месяца, а мать моя была здесь 6 месяцев.
Несколько месяцев фашистского плена - до сих пор самые страшные воспоминания в жизни Александра. В шесть лет ему вместе с братом чудом удалось сбежать из лагеря смерти. И хотя приходить сюда ничего не мешает, ровно 70 лет как здесь нет колючей проволоки, бывать у памятника мужчина не любит.
Александр Скрипников, сын Лидии Волох, узницы лагеря смерти «Совхоз Красный»: «Вот здесь вот ворота стояли, и мы с братом периодически заглядывали сюда, посмотреть, как там мать».
Мать Александра пережила фашистский плен. В отличие от 15 тысяч ее земляков, приблизительно столько погибли за два с половиной года в совхозе «Красный». Это место вблизи Симферополя более известно как Крымский Бухенвальд.
Марина Кобус, директор музея истории села Мирное Симферопольского р-на: «Он был пострашнее Бухенвальда, здесь использовался ручной способ уничтожения людей. Их сжигали всего в 300 метрах отсюда, за абрикосовым садом, на площадках - открытых крематориях».
Территория бывшего совхоза до сих пор считается санитарной зоной с девятью так называемыми расстрельными колодцами. Еще в 1970-е после раскопок в братскую могилу перезахоронили далеко не всех. Лишь 12 лет назад этот лагерь смерти официально признала германская сторона, он включен в международный реестр наряду с «Дахао» и «Бухенвальдом». Новый статус тогда еще украинского села по каким-то причинам мало интересовал правительство страны. Сейчас местным жителям – новым гражданам России – тем более обидно за своих земляков.
Марина Кобус, директор музея истории села Мирное Симферопольского р-на: «Сейчас мы знаем, что в Киеве на Крещатике шагают самые настоящие нацисты. Город-герой превратили в логово нацистское».
Отношение к жертвам фашизма в теперь уже российском Крыму само собой будет другим. Чуть больше чем через год – к 70-летию Победы – на территории бывшего лагеря смерти планируют открыть мемориальный комплекс.
86%
1.21 108.87
1.44