Ветераны операции в Нормандии делятся воспоминаниями

Для участников операции в Нормандии 6-е июня 44-го года стал самым длинным днем жизни. Так говорят они сами, делясь воспоминаниями о высадке десанта.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

С одним из американских ветеранов операции встретилась наш корреспондент Нина Вишнева.

Вот так, в обычной авоське, он хранит свои военные воспоминания  – наградные листы, фронтовые фотографии, документы о демобилизации. До недавнего времени и сами награды лежали в сумке, пока сыновья не заказали специальный стенд.

Роберт Коэн, участник военной кампании в Нормандии: «Медаль победы, медаль за американскую кампанию в Нормандии, русская медаль».

Когда началась война, Роберту Коэну едва исполнилось 19. Рвался, как и все друзья, в армию. Однако первый раз на призывном пункте из-за давнего перелома правой руки ему сказали «нет».

Роберт Коэн, участник военной кампании в Нормандии: «Дали пятицентовик на обратную дорогу. Я сказал сержанту – оставь себе. Он спросил – что случилось? Говорю – меня завернули. Он ответил – повезло. Я тогда не понимал – о чем он?».

Вторая попытка, короткие сборы и почти сразу в бой. В Италии. Но главная битва была впереди. В Нормандии.

Роберт Коэн, участник военной кампании в Нормандии: «Отобрали 12 человек, меня в том числе, пулеметчиками, в бригаду обеспечения высадки десанта. Дайте соответствующий головной убор надеть... Если бы в морскую пехоту, это была бы верная гибель».

Он и сейчас помнит все в таких деталях, как-будто и не было семи десятков лет с момента высадки на берег Юта-Бич.

Говорит, и сам, и друзья, считали, что живыми из той переделки не выйдут. «Самый длинный день» - как позднее назовут историки 6 июня 44-го, в любой момент мог стать для них последним днем.

Роберт Коэн, участник военной кампании в Нормандии: «Наше десантное судно почему-то стало высаживать нас, не дойдя до берега. Мне с моим высоким ростом воды было вот так. Будь я чуть ниже, с тем, что на мне было – амуниция, гранаты, оружие - шансов не было. Многие так утонули».

Ни фильмы, ни хроника не могут передать, того что произошло на самом деле. Долгие годы Роберт Коэн о Нормандии почти не рассказывал. Даже дома. Мог поделиться разве что с такими же как он, бывшими солдатами.

Много вспоминает лишь об одной встрече – с бойцами Красной Армии в мае 45-го под Берлином. Все-таки свои, и по крови тоже - дед Роберта Коэна приехал в Новый Свет из царской России, жаль, по-русски его в семье говорить не научили.

Роберт Коэн, участник военной кампании в Нормандии: «Мы увидели русский танк «Т-34», с пехотой, как положено. И один из командиров говорит – давайте вместе двинем на Берлин. И мы сказали через переводчика – спасибо за приглашение, но нет. Для нас война уже закончилась.

На Тихом океане ему побывать не довелось. Как участник 3-х военных операций - в Италии, Нормандии и Бельгии – был демобилизован в октябре 45-го. Вернулся домой. Занимался бизнесом.

Сейчас Роберту Коэну 91. D-Day, как называют 6 июня в Америке, опять отмечает в кругу семьи, однополчан в его окружении уже не осталось. По настоянию жены, детей и внуков написал книгу о своем боевом пути. Правда, до печати дело никак не дойдет. Дотошный автор постоянно вносит правки. Считает, он на ошибки не имеет права.



Последние новости

16:50
16:35
16:22
16:03
15:41
15:24

Сейчас читают