В Воронежской области подняли со дня реки Дон уникальный советский танк «Клим Ворошилов». Эти боевые машины сейчас редкость - в мире осталось всего несколько экземпляров, и музеи ведут свои сражения за раритет.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В годы Великой Отечественной КВ был настоящей грозой для немецких войск - ни одна артиллерия не могла справиться с мощной бронёй танка. Об уникальной операции по подъёму техники, и том, можно ли вернуть КВ в строй, - наш корреспондент Александр Алексеев:
На пляже села Верхний Мамон в этот день яблоку было негде упасть. Со дна поднимали затонувший танк – с его башни в первые послевоенные годы любили нырять в Дон местные мальчишки.
Сегодня с уверенностью можно утверждать одно – в реке танк оказался в середине декабря сорок второго, когда наши войска перешли в этих местах в наступление. Как именно это произошло, сейчас можно только предполагать. Либо механик-водитель не справился с управлением, либо переправа не выдержала вес тяжелой машины, а возможно, мост был разрушен во время артиллерийского налета.
Извлечением затонувшей техники и в России и за рубежом Игорь Матюк занимается вот уже семнадцать лет. Из пятидесяти четырех своих подъемов этот называет самым сложным – очень сильное донское течение, почти нулевая видимость, затонувшие коряги и даже целые деревья.
Игорь Матюк, вице-управляющий национального аварийно-спасательного агентства: «За штатное крепление прицепили троса, танк пошел, уперся в огромный дуб, а дуб - в сваи. Сила действия равна противодействию: мы могли бы дать 300 тонн, но мы бы вырвали все крюки. Поэтому была огромная работа по размыванию, и это среди всех этих острых предметов – веревок, сетей, блесен».
Сразу после войны затонувший танк постоянно напоминал о себе – цеплял стволом орудия проплывавшие баржи. Возможности поднять его тогда не было. Решили взорвать.
Анатолий Чернышов, житель села Верхний Мамон: «Люк летел туда – в сторону элеватора, крышка люка. Ну, там весь боезапас был – оно сдетонировало все».
Боевое крещение, изготовленный на ленинградском Кировском заводе, танк «Клим Ворошилов» получил на линии Маннергейма, после чего пошел в серийное производство. В начале Великой Отечественной на поле боя КВ не было равных – его мощная броня зачастую сводила на нет усилия немецкой противотанковой артиллерии. Но время грозный танк не пощадило – по подсчетам специалистов, в России, до наших дней сохранилось не больше десятка таких машин. К исправлению исторической несправедливости подключились создатели компьютерных игр.
Сергей Подкорытов, директор компании «Варгейминг» по связям с общественными и государственными организациями: «Мы являемся партнерами Кубинки, в музее больше 360 единиц автобронетехники, и этого уникального танка там нет. Мы решили восполнить этот пробел и поднять этот танк совместно. Наконец, результат вы видите – он появился».
Он появился на донском берегу, чтобы впоследствии занять свое почетное место в танковом музее в Кубинке. Оторванную взрывом башню и правую гусеницу с катками еще предстоит поднять. Реставраторов ждет очень сложная, но интересная работа.
Андрей Сороковой, директор Центрального музея бронетанкового вооружения и техники МО РФ: «После того как мы извлечем из реки остальное, узлы и детали танка, будет видно, то ли эта машина в статике станет в экспозицию, то ли она будет доведена до ходового состояния».
А местные жители уже дают новые подсказки – где-то неподалеку на дне реки лежат два танка Т-34 и бронетранспортер. Работы в этих водах водолазам и историкам еще не на один год хватит.