Легендарному вратарю Льву Яшину сегодня исполнилось бы 85 лет

Сегодня особый день для любителей футбола - исполнилось бы 85 лет одному из лучших вратарей в истории - Льву Яшину.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Его высоко ценили на Западе - мадридский Реал предлагал чистый чек - контракт с непрописанной суммой. Яшин остается единственным вратарем в истории и единственным русским, получившим Золотой мяч - награду лучшему футболисту мира. Был на особом счету Яшин и на Родине. Ему разрешали выступать за сборную СССР в свитере с эмблемой клуба - Динамо. Но наш корреспондент Виталий Втулкин вспомнил и о сложных периодах в жизни кумира миллионов.

Вот так: от любви до ненависти один чемпионат мира. В Чили. Туда сборная СССР летела фаворитом. Еще бы: до - были золото Олимпиады, победа в первом в истории розыгрыше Кубка Европы. После него, кстати, на торжественный прием в честь наших футболистов зашел Президент мадридского Реала Сантьяго Бернабеу. Всем подарил часы. Почти всех звал к себе искушал конкретными, немыслимыми советскому человеку суммами. Последним, к кому подошел, был Яшин. 

Владимир Кесарев, защитник "Динамо" Москва (1956 - 1965): Лев говорит: а мне-то чего? А вы, говорит, сами поставьте сумму.

Никто, конечно, не согласился. Не продаемся, - так до встречи с сеньором Бернабеу учили отвечать в советском посольстве. А двумя годами позже, в Южной Америке Страна Советов стартовала отлично. Вышла из группы с первого места. Но в 1/4 неожиданно уступили хозяевам-чилийцам. Во всем виноват Яшин, делает вывод радиокомментатор. Газета «Правда» на следующий день клеймит вратаря позором. Смотреть игры в Союзе, тогда, конечно, не могли. Болельщики верили на слово. Не зная, например, им просто не говорили, что там Яшин играл с двумя сотрясениями мозга. А менять его не разрешали высокие спортивные чиновники.   

Николай Озеров, спортивный комментатор: «Когда наши вернулись домой, его хотели бить».

Юрий Лукосяк, исследователь российского футбола: «Все неудачи команды, фактически, свалили на него. Но он вынес этот удар, перенес его. Уединился, не влез в перепалки. Вот он проявил настоящие качества мужчины».

Он остался. Играл, и терпел. Терпел, когда с трибун, едва мяч оказывался в руках Яшина, летело: "дырка, с поля, на пенсию, иди внуков нянчи". Или такое, совсем уж обидное: "в Чили Леву научили, как стоять, разинув рот" Словно назло всем вратарь ставит два рекорда за год. Двадцать два сухих матча, и всего шесть пропущенных голов за весь Чемпионат. И, вдруг, известие из Европы: Яшин признан лучшим игроком Старого Света, и, одновременно, его зовут защищать ворота Сборной Мира в матче против Сборной Англии. Игра в честь 100-летия британского футбола.

В тот день на Уэмбли вышли настоящие футбольные боги. Бэнкс, Мур, Чарльтон, Шнеллингер, Копа, Ди Стефано, Эйсебио. И Яшин. По договоренности, он играл только 1-й тайм. Но за 45 минут он снова всем всё доказал. Вытащил три "мёртвых мяча". После розыгрыша углового, который придумал хитрец – Чарльтон. Затем, отразил смертельный для многих выстрел с линии штрафной, и, наконец, вот это спасение ворот, которое, пожалуй, навсегда останется в истории.

И, словно, в момент на Родине все забыли про Чили. Яшин снова герой и кумир. Все тот же, один шаг. Теперь от ненависти до обожания. Он играл за "Динамо" до 42 лет.  Ездил еще на два мировых чемпионата. Наконец, решил: пора вешать бутсы на гвоздь. И повесил. 27 мая 71 года. На глазах 103 тысяч зрителей. Разумеется, на динамовском газоне. Это случилось во втором тайме на 50 минуте. Лев Яшин покинул ворота.  Место легенды тогда занял Владимир Пильгуй. И после этой замены появилась легенда: якобы, Яшин отдал молодому вратарю свои перчатки, на удачу.

Красиво, но неправда, улыбаясь, вспоминает те мгновения тот, кто принял, казалось, неприкосновенный первый яшинский номер.    

Владимир Пильгуй, вратарь "Динамо" и сборной СССР в 1970 - 1981 годах: «На самом деле, перчатки никто никому не вручал. Лев Иванович играл в своих перчатках, я в своих. У него его ладонь, его рука была на два размера больше, чем моя. То есть, если бы я надел его перчатки, и вышел играть, я бы не знаю, как играл».

А ведь такого Яшина мы могли и не знать. У него, на заре карьеры и в хоккей хорошо получалось, тоже в воротах. С клюшкой брал серебро, бронзу и Кубок страны. Его звали на Чемпионат Мира, а он не поехал, выбрал футбол. Который без него разве кто представить может. И теперь, и тогда. Вот и Высоцкий не мог. Броски Яшина в воротах, за которые на западе его прозвали Черной Пантерой, черной – и из-за цвета формы тоже, просто песня для сердца болельщика. А футбол Высоцкий любил.

С 60-ым Днем Рождения Яшина поздравляли, конечно, на поле. Он – главный зритель матча имени себя. Чувствовал себя очень плохо, но нашел силы прийти на стадион. И, как станет известно совсем скоро, на последний круг почета после игры.



Последние новости

8:46
8:34
8:20
8:00
7:40
7:25

Сейчас читают