Владимир Путин обсудил с учеными роль исторической науки в развитии общества
Сегодня молодые российские ученые и преподаватели истории - вместе с президентом Владимиром Путиным - обсуждали роль исторической науки в развитии общества. Говорили о качестве преподавания этого предмета в школах.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Глава государства поставил задачу объективно и непредвзято доносить материал до учеников. Президент особо отметил опасность фальсификации исторических фактов, это, можно сказать, одна из последних тенденций на Западе. В ряде европейских стран сейчас пытаются оправдать фашизм и открыто поддерживают нацистские идеи. Наш корреспондент Вадим Хуланхов следил за диалогом:
Встреча Путина с историками обошлась без формальностей. Чай, десерты. Да и в какой еще обстановке можно продуктивно дискутировать? Только в домашней. Тем более что и настроение у всех собравшихся было обоснованно настроено на культурный лад – прошедшая накануне в столице ночь искусств тому располагала.
За чашкой чая, вопросы решаются гораздо проще, чем, в условиях жесткого протокола. Тем более, что сегодня за одним столом с президентом сидели молодые люди, не заставшие времена строгой отчетности и соблюдения формальностей. Хотя в теории знают многие. Но теория – теорией, а практика куда важнее.
Владимир Путин, президент РФ: «Мы видим, что предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, «причесать» ее под чьи-то геополитические интересы. А история – это наука, ее нельзя, если к ней серьезно относиться, невозможно переписать. Но, безусловно, для того чтобы этого не случилось, должны быть такие люди, как вы, специалисты, которые объективно, полноценно не только освещают события прошлого, но и дают им оценку, что чрезвычайно важно и без чего исторической науки не существует».
История наука не прикладная. Она требует не просто изучения, но и выводов из тех фактов, которые удалось установить. Кто не знает прошлого, у того нет будущего.
Владимир Путин, президент РФ: «Очень много было дискуссий по поводу современной исторической концепции, которая должна лечь в основу учебной литературы в школах. Надеюсь, что и вы как молодые специалисты активно к этому будете подключаться, будете работать вместе со своими коллегами над этим. О важности того, чем вы занимаетесь, говорить не буду, я уже много, много раз об этом говорил, вы не могли этого не слышать, уже, наверное, надоел всем своими разговорами на эту тему. А вызвано это тем, что это действительно востребовано сегодня, чрезвычайно важно для нашего народа, для нашей страны».
Современность во многом зависит от того, что происходило пятьсот или сто лет назад. И даже события вчерашнего дня могут стать историей и дать повод задуматься над тем, что может случиться завтра.
Владимир Путин, президент РФ: «Всё время войны, захваты, с монголо-татарами война и так далее. Из-за чего? Вот Ярослав Мудрый, он мудрый, конечно, человек, он много сделал для развития страны, но престолонаследие он не определил так, как это было в некоторых западных странах. Формула, по которой наследовался престол в России, была очень сложной и запутанной и привела к раздробленности».
Воспитание нового поколения сегодня – это не только школа, учебники и воспоминания участников тех или иных событий. Фильмы, компьютерные игры и современная литература – для тех, кто еще не потерял тягу к чтению – точно так же учат истории и патриотизму. Но зачастую, продукт, который преподносят современному школьнику под видом истины, чересчур модифицирован.
Олег Факиев, МГПИ: «Зачастую через издания, фильмы, интернет-ресурсы и компьютерные игры до самой широкой аудитории доходят псевдоисторические, ложно исторические трактовки. Иногда – напрямую политизированные фальсификации. В том числе подвергаются фальсификации самые важные страницы нашего прошлого. В том числе, как Великая Отечественная война, как история отношений с Украиной, с другими близкими нам странами и народами. О запрещении каких-то фильмов или сайтов в нашей стране, конечно, речи не идет. Но можно ли достигнуть эффективного замещения?»
Для президента этот вопрос не стал откровением – перебор есть во многом. И не всегда он идет на пользу. Но до запретов дело доводить нельзя – в стране, где память сильнее фантазий это бессмысленно. Примеры уже были.
Владимир Путин, президент РФ: «Я не могу сказать, что здесь государство здесь эффективно работает, но всё-таки в последнее время, на мой взгляд, есть определенные изменения к лучшему. Но государство никогда не сможет быть эффективным по этому направлению работы. Эффективным может быть только само общество, если осознает важность тех подходов, которые само общество считает нужными для себя, для своей страны, для людей конкретных.
Во время разговора было много отсылов к началу ХХ века – ведь, по сути, это была новая Смута, приведшая, правда, к созданию нового, доселе невиданного государства. И вновь это стало предметом спора.
Владимир Путин, президент РФ: «Большевистские лозунги и плакаты выглядели ярче и лаконичнее. И действовали, наверняка, эффективнее. Ну, кроме всего прочего, это было еще и модно, потому что продолжения войны никто не хотел – они выступали за прекращение войны. Правда, они «надули» общество. Ну а как? Вы сами знаете – земля крестьянам, фабрики рабочим, мир народам. Мира не дали, потому что началась Гражданская война. Фабрики и землю отобрали, национализировали. Так что надувательство полное».
Современная история создается сегодня. На наших глазах. Здесь. Она началась два десятка лет назад, что в историческом масштабе ничтожно. Но, по мнению молодых историков, сейчас и это знание пытаются отнять у нового поколения.
- Получается, что мы будем XX век изучать только в 10-м классе. И число часов у него, фактически, сокращается, хотя, «линейка» задумывалась, чтобы число часов на ХХ век увеличится. В связи с этим вопрос. Как вы относитесь к роли 20 века и его изучению в школе и в истории России?
Путин честно ответил – сейчас это забота как раз тех, кто сидит с ним за столом и пьет чай.
Владимир Путин, президент РФ: «Я, может быть, вас разочарую. Не хочу, не считаю себя вправе, вникать в технологию преподавания истории. Свое отношение к этому предмету я высказал, и считаю чрезвычайно важным, просо необходимым – без этого невозможно строить страну. А вот что касается как это организовать – это, пожалуй, должны делать специалисты».
История всегда предмет спорный и подлежит изучению - бесконечному и трудному. Еще труднее преподносить ее уроки, не искажая главного смысла. В мире стали модными новые прочтения тех или иных событий. Россия пока не в тренде – изучаем то, что было на самом деле. И доверяем это специалистам, но никак не политикам.
86%
1.90 107.43
1.35