У петербуржцев появилась редкая возможность вникнуть в творчество дадаистов. Это художники-сюрреалисты начала прошлого века, которое изменили само понятие "искусства".
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Эрмитаже впервые представили коллекцию израильского музея - больше ста работ, которые дерзко бросили вызов традициям. Наш корреспондент Ольга Князева искала потаённый дадаистический смысл.
Выставка временная, зато коллекция одна из лучших в мире. Ею с Эрмитажем поделился Музей Израиля. В залах генерального штаба теперь правит бал сюрреализм дадаистический – произнести сложно, объяснить, кажется, еще сложнее. Впрочем, искусствоведы советуют здесь больше смотреть, и меньше думать. Исключение разве что, вот эта картина.
Джеймс Снайдер, директор Музея Израиля: «Вот эта картина, например, Рене Магритта. Это ведь не совсем сюрреализм, вы видите огромный каменный остров, замок, но какой глубокий смысл здесь. Это и желание любого из нас строить воздушные замки, и стремление к мечте, которая есть у каждого. Ко всему прочему, у этой картины потрясающая история создания».
История о том, как друг художника жил в одном из бедных кварталов Нью-Йорка, открывал окно по утрам и видел перед собой скучную кирпичную стену другого дома. Его охватывала тоска, он рассказывал о ней в письмах Рене Магритту, а тот переносил на холст каждую эмоцию. Спустя полвека Замок в Пиренеях стал главной картиной первой в России выставки дадаистических сюрреалистов.
Михаил Дединкин, куратор выставки: «Ну, вот в то время из наших коллекционеров не мог никто это собирать, а сейчас уже поздно, это уже не эпатаж а очень дорогое искусство и приобрести это на временной основе мало вероятно для Эрмитажа».
Это искусство появилось как реакция на последствия первой мировой. Художники заявляли: все, что мы создаем так же бессмысленно, как мир, в котором убивают в борьбе за власть. В таком мире даже писуар можно выставить в музее, главное назвать правильно - фонтаном. Так поступил француз Марсель Дюшан. А еще он поставил велосипедное колесо на табурет. Дадаисты всегда охотились за новыми формами, кисти и краски в руки брали редко. Они были по-настоящему новаторы в некоторых деталях. Использовали печатные материалы, вырезали каждую букву, это все вместе и коллаж и монтаж.
Эта выставка для тех, кому каждый день снятся сны – шутят искусствоведы. Цветные и чёрно-белые, яркие и совсем туманные, как будто кистью едва провели по холсту. Кстати, несколько картин, так и создавались. Художники входили в транс и бессознательно водили карандашом по бумаге. А потом пытались разглядеть на ней изображение. Теперь искать форму и угадывать содержание предлагают гостям Эрмитажа.
86%
1.90 107.43
1.35