В Литве завершился очередной громкий судебный процесс над советским разведчиком. Обвинить в геноциде экс-министра МВД Литвы судьи пытались не один год. Ему приписывали даже гибель последнего литовского партизана, но доказательств так и не нашли.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Наш корреспондент Елена Норкунайте подробнее.
Разум все же победил в этом странном судебном процессе. Вероятно, потому, что литовская прокуратура искала геноцид там, где его не может быть по определению. В отношении одного человека, правда, непростого для Литвы, последнего так называемого «лесного брата», Антанаса Крауялиса.
Марийонас Мисюконис: «16 лет длилось изучение этого уголовного дела. 16 лет! Не достойно ли оно Страсбургского суда?».
Экс-министр внутренних дел Марийонас Мисюконис выступал единственным подозреваемым в геноциде, остальные бывшие сотрудники КГБ попросту не дожили.
Зато имя Крауялиса, он умер ещё в 65-ом, с начала девяностых загремело с новой силой. Борец с кровавым режимом, национальный герой, увековечен в камне, награжден посмертно, в его честь назван литовский бейсбольный турнир.
Витаутас Свидерскис, адвокат Мисюкониса: «В сердцах литовцев до сих пор слышна боль того послевоенного времени. Но кровь у всех была одинаково теплой. И у тех, кто был против нового порядка в Литве, и у тех, кто поддержал режим. Поэтому сейчас все это - отражение тех событий».
Конкретно в этом уголовном деле национальное самосознание вряд ли пострадало. Здесь более уместны слова опытного законника.
Марийонас Мисюконис: «Я думаю, если правосудие перестанет слушать политиков, и даст четкий ответ, пояснит, что политики должны заниматься своим делом, а правоохранительные органы своим, то от этого Литва только выиграет».
Антанас Крауялис по прозвищу «Чудовище» погиб во время чекистской облавы, и именно в тот год, когда шли съемки фильма о лесных братьях «Никто не хотел умирать», основанного на реальных событиях.
Что характерно, на сайте о деятельности литовского КГБ среди рассекреченных материалов в открытом доступе почему-то только один документ, где упоминается тот самый партизан. В отчете об агентурно-оперативной работе за 1960 год.
В частности, упоминается, что вооруженный нелегал ограбил сельский магазин и постоянно забирал у колхозников деньги в качестве неких «налогов», если попросту, занимался вымогательством.
Чтобы его поймать, чекистам пришлось использовать нестандартные методы. Например, по всему району пустили слух о том, что местный житель, в отчете он фигурирует как агент «Сильва», выиграл в лотерею около 5 тысяч рублей. В доме устроили засаду. Видимо, Крауялис очень любил деньги. И ради них был готов на все. Но о совершенных им убийствах как-то забыли. Во имя героизации.
Дарюс Йодис, главный специалист Литовского центра исследований геноцида и сопротивления, историк: «О нем, понятное дело, ходили в свое время легенды. А все потому, что он очень долго был в лесу. И автоматически появился миф, например, о такой неуловимости этого борца. В Литве он считается последним погибшим партизаном, правда, по обновленным данным, последний «лесной брат» вроде бы умер в 1969 году, а этот погиб в марте 1965».
Антанас Крауялис надел женское платье, литовские историки превозносят его конспирологический талант, а потом застрелился, видимо, потеряв всякую надежду на побег.
Спустя полвека, обвиняемый в геноциде Мисюконис сам рассказал суду об этом. Под актом опознания тела стояла его подпись, тогда еще младшего лейтенанта КГБ.
Марийонас Мисюконис: «Конечно, дело в начале, когда оно было возбуждено, оно было политизировано, и я рад, что суд не поддался»
75-летнему Марийонасу Мисюконису впору уже и самому подать иск. Кстати, приговор суда по геноциду не окончательный. Будет еще апелляция и, вполне возможно, что 16 год уголовного преследования не последний.
86%
1.21 108.87
1.44