Тысячи наших солдат тогда отправляли в далёкую страну, чтобы выполнить интернациональный долг. Но быстрой и победоносной войны не получилось: боевые действия затянулись на десять лет и унесли жизни десятков тысяч людей.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Наш корреспондент Алексей Шанёв о героях той войны и том, как изменил Советский Союз города Афганистана.
В крупных городах, Кабуле, Кандагаре, Пешаваре, целые районы застроены типовыми советскими пятиэтажками. Здесь это называют «советским наследием». А ещё, «элитным жильём». Помощь Афганистану, как тогда выражались партийные лидеры, была по-настоящему братской. 25 декабря 1979 года к оказанию помощи подключилась Советская Армия.
Пётр Гончаров в 1986–1989 гг. глава группы переводчиков при Генеральном Штабе Министерства Обороны Демократической Республики Афганистан: «Наши танки встречали с цветами, на площади, я знаю это место. Ну, тогда мы были для них друзьями».
Страна тогда была на грани гражданской войны, светские политические группировки и исламисты делили власть. Ввести войска просил лидер Афганистана Хафизулла Амин. В Кремле колебались: с одной стороны, было неизвестно, чем обернётся военное вмешательство, с другой – выжидательная позиция явно играла на руку США, которые делали ставку на моджахедов с прицелом на создание собственных военных баз.
Пётр Гончаров в 1986–1989 гг. глава группы переводчиков при Генеральном Штабе Министерства Обороны Демократической Республики Афганистан: «Был поставлен ребром: давайте решать, что делать. И сошлись. Всё-таки давайте попробуем ввести, вдруг повезёт и будет всё хорошо. Ну, получилось так, что не повезло».
Вводили войска в обстановке тотальной секретности. Десантников 103-й дивизии подняли по тревоге. С собой не было даже зубных щёток. 25 декабря, вспоминает Валерий Краснов, они приземлились на аэродроме в Кабуле.
Валерий Краснов, ветеран войны в Афганистане: «Две недели мы жили рядом с самолётами, и сняться с места, это столько имущества вытащить. И все бойцы: только бы не назад, это столько работы, технику на консервацию ставить, лучше уж воевать. Говорю, мальчишки, что взять!».
Советское военное присутствие сами афганцы воспринимали неоднозначно. Для одних наши солдаты оказались друзьями и защитниками, для других стали главными врагами. Тавал Талхан был правой рукой Ахмад Шаха Масуда, одного из наиболее фанатичных полевых командиров моджахедов. Под его контролем был Север страны - перевал Саланг, Панджерское ущелье.
Тавал Калхан: «Конечно, мы ненавидели ваших солдат. Когда русские войска пришли к нам, у нас была идея Родину освободить. Любую гору мы старались превратить в крепость. Мы понимали, что должны воевать лучше их».
Засады в горах, налёты на гарнизоны и блокпосты. У Советского Союза, и это отлично поняли в Кремле в середине 1980-х, шансов победить в партизанской войне было не много. Мы ушли, оставив десятки заводов, отстроенных городов и посёлков. И целые кладбища разбитой техники. Эти «Грады», танки, боевые машины пехоты когда-то символизировали помощь народу Афганистана в борьбе за светлое будущее. Сейчас – лишнее напоминание о 15 тысячах погибших советских солдат и о поражении в войне, цели которой большинству советских людей не были понятны.
86%
1.90 107.43
1.35