По приблизительным оценкам, сегодня в мире осталось примерно 25 тысяч особей этих животных. Но ученые опасаются, что к середине века белых медведей можно будет увидеть только в зоопарках.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Наш корреспондент Ольга Терехова - о символе Арктики:
Весом более полутонны и длиной за три метра - недаром этого гиганта европейцы называют полярным королём, а коренные народы севера - великим охотником и путешественником. На самом деле шерсть у него не белая, а прозрачная. И меняет цвет в зависимости от того, чем питается медведь.
Ирина Пуляженкова, зоотехник отдела хищных млекопитающих Ленинградского зоопарка: «В вообще можно встретить медведей самых разных расцветок. В зависимости от того, что именно попадет в шерсть медведя. Она придает и цвет шерсти. В некоторых зоопарках случается и такое, что медведи зеленеют. Когда вода в бассейне цветёт, водоросли попадают под шерсть белого медведя и получается, что медведь зеленеет».
А вот старожилы Ленинградского зоопарка - кстати, именно белые медведи стали его символом - рискуют порозоветь. Из-за любимой варёной свёклы, от которой они никогда не отказываются.
Только эта пара подарила зоопарку 15 медвежат, которые разъехались по всему миру. Это один из немногих действенных способов сохранить популяцию белого медведя, которая стремительно сокращается. Тают полярные льды - привычный ареал обитания хищника - да и разработка арктических шельфов вынуждает северных обитателей покидать привычные места. Впрочем, им не в диковинку преодолевать большие расстояния. Один из рекордов удалось зафиксировать канадским ученым с помощью GPS-приёмника: в поисках пищи медведица преодолела почти 700 километров за 9 дней.
Виктор Боярский, директор музея Арктики и Антарктики: «Он очень хороший пловец. Может пройти очень большие дистанции. Может до четырех месяцев обходится без пищи. Это уникальный, конечно, зверь. Ему надо ставить памятник, потому что благодаря белому медведю многие экспедиции уцелели».
Пока же о том, насколько важную роль белый медведь играет для Арктики, напоминают два музейных экспоната. Младшего - его назвали Артуром в честь героя России Чилингарова - изъяли у браконьера под Норильском. А вот Мария переехала в Петербург 50 лет назад. В середине 1960-х годов символов ленинградских полярников стала белая медведица Машка. Каждый год на ноябрьские праздники ее сажали в открытый автомобиль и везли на Дворцовую площадь. Дождь, снег и ветер на пользу хищнице не пошли. Шкура у нее посыпалась, а нос – облупился. Так что в середине 90-ых Машку отправили на заслуженный отдых – в один из залов музея Арктики и Антарктики. Сам директор музея не раз сталкивался с полярными хищниками в естественных условиях и неплохо изучил нрав белых медведей.
Виктор Боярский, директор музея Арктики и Антарктики: «Есть трусливые. Есть любопытные. Как правило. От возраста зависит. Наибольшую опасность представляют как раз молодые ребята, которые только что отошли от мамы, им по 2-3 года. Не била их еще сильно жизнь по носу и другим частям. Поэтому любопытство – их главный движущий мотив».
Юрий Хохлов, дрессировщик: «С ними невозможно через жестокость работать. Они могут обидеться».
Юрий Хохлов с супругой - дрессировщики уникальные. Они - единственные в мире укротители, которые устраивают цирковые шоу с белыми медведями. Признаются: работать с полярными гигантами непросто. Привыкшие жить в одиночестве, они не очень-то жалуют компании. Даже себе подобных. Максимум 10 минут - и на арене разгораются нешуточные страсти. Ученым удалось зафиксировать единственный случай настоящей медвежьей дружбы, причем с собакой. Каждый день к экспедиционному лагерю приходил дикий зверь, чтобы поиграть с домашним. Ни одно животное при этом не пострадало, что совсем не в характере белого медведя.
Юрий Хохлов, дрессировщик: «Если мать ходит с малышами, год-два – и она их бросает. Если они научились жить, они выживут. Не научились – они умрут. И в природе, если отец встречает малыша, он убьет, сто процентов».
Но куда чаще самый крупный хищник на земле становится жертвой браконьеров. Сто лет назад его шкурами расплачивались за экспедиционное снаряжение. Сейчас за мех животного, отнесенного к исчезающим видам, на черном рынке готовы отдать до миллиона рублей. По оценкам экспертов, при таком спросе, да еще и с учетом климатических изменений, от 25 тысяч белых медведей к середине 21 века останется лишь несколько особей в зоопарках.
86%
1.90 107.43
1.35