Её представители выступают за усиление обороны и расширение НАТО. Но на втором месте, с отрывом всего в три процента, следует оппозиционная Центристская партия. Её сторонники защищают права русскоязычного населения и в целом стремятся сохранить партнёрские отношения с Москвой.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
А лидер центристов, мэр Таллина, вообще набрал рекордное число голосов за всю историю парламентских выборов.
Наш корреспондент Виктор Черногуз о русской ноте в голосе эстонцев.
Почти 9 человек на место. Конкурс в парламент Эстонии был словно в престижный ВУЗ. В стране с этими выборами вообще связывали многое. Ощущение «мы ждем перемен» явно чувствовалось в обществе.
На этих выборах эстонцы продемонстрировали рекордно высокий уровень гражданской сознательности. Уже к полудню явка на участках составила более 42 процентов. Так активно в стране давно не голосовали.
Отчасти это потому, что все последние недели перед выборами граждан старательно запугивали. Зеленые человечки скоро могут быть в Нарве, угроза внешнего вторжения существует, в общем русские идут - все это можно было услышать даже в речах руководителей страны. И, конечно, такая агитация еще больше усугубила раскол в обществе
Андрей Коробейник, кандидат в депутаты, партия Реформ: «Главная опасность для Эстонии сейчас это создать ситуацию, где русские и эстонцы живут в разных мирах, скажем так. То есть отчасти такова она сегодня. То есть идеологически русское и эстонское население не слишком находят точки соприкосновения».
Результаты голосования только подтвердили очевидное. Правящая партия реформаторов, за нее обычно голосуют эстонцы, всего на 3 процента опередила Центристов, которые поддерживает русскоязычное население. Подавляющего большинства не было ну у кого, а значит у двух партий возникла возможность создать коалицию. Примирив тем самым общество.
Яна Тоом, депутат парламента Эстонии, член Центристской партии: «Вы знаете, я своему мужу три раза отказывала, потом вышли за него замуж. Посмотрим, что они скажут завтра. Мы никому не отказываем, мы готовы объединятся со всеми, потому что если мы окажемся в коалиции, он в ответе за всех, а не только за своих избирателей. У нас нет предпочтений, мы не говорим с этими играем, с этими не играем».
Но договариваться реформаторы не будут. Об этом их лидер, премьер-министр Таави Рыйвас заявил уже через пару часов после окончания выборов. Как будет выглядеть правящая коалиция, теперь главная политическая интрига Эстонии. Но решать придется быстро - экономика страны может не выдержать слишком долгого безвластия.
Вопросы экономики на выборах были одними из главных - повысить уровень зарплат обещали все партии. Даже по официальным данным почти четверть населения страны сейчас находится за чертой бедности. За годы независимости Эстония успела разрушить советскую экономическую модель, но так и не построила своей.
В итоге теперь страна теряет сотни миллионов евро из-за санкций, а пробится на европейский рынок высоких технологий так и не вышло. Например: на территории электротехнического завода теперь креативное пространство. Проблема в том, что прогрессивная молодежь вряд ли способна повысить уровень ВВП.
Этими грамотами Светлану Александровну когда-то наградили на тот самом Таллинском электротехническом. В цехах она отработала почти 3 десятка лет. События новейшей истории Эстонии стали для нее личной трагедией. То, что дружба народов теперь в прошлом, она поняла еще в 1991. Когда заговорила по-русски с парой подростков в одном из парков Таллина.
Теперь те подростки выросли, в прохожих открыто уже не плюют, но ощущения Родины у многих русскоязычных в Эстонии так и не появилось. Кто-то предпочел уехать, в одной только Финляндии живет более 60 000 граждан Эстонии. Те, кто остались, свои последние надежды связывали с прошедшими выборами.
Но, похоже, к власти центристы все же не придут. Помимо них, в парламент прошли несколько правых политических партий. Перспективы их коалиции с реформаторами политологи оценивают как максимально высокие.
86%
1.90 107.43
1.35