Уникальные фонды библиотеки ИНИОН оказались не застрахованы не только от пожара, но и от банальной кражи
Уникальным книгам из сгоревшей научной библиотеки в Москве угрожает новая беда. Раритеты, которые уже и так прошли сначала огонь, потом воду, теперь "всплывают" на чёрном рынке.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Оперативники МУРа лично убедились: на книжных развалах столицы появились новинки - старинные издания с печатью Академии наук.
След привёл полицейских к волонтёрам - то есть, к тем, кто вызвался помочь библиотеке ликвидировать последствия пожара. Добровольцы поняли свою миссию своеобразно - едва не ликвидировали уцелевшее наследие. А неравнодушная общественность недоумевает: как вообще к делу можно было подключить случайных людей? И не объявятся ли редкие издания теперь на каких-нибудь заграничных аукционах? Наш корреспондент Кирилл Алексеев - о вопросах, на которые пока нет ответа.
- "Песнь о Нибелунгах", еще мюнхенское издание, 1870-ого года. Посмотрите, какие великолепные вещи! И что такое, я буду просматривать всякие штампики?
Владелец книжного развала на Арбате заметно нервничает. Накануне ему принесли несколько книг на продажу. Обычная сделка, состояние хорошее, 19 век, оценил в пару тысяч рублей, собирался продать за пять. Но покупатели узнали их по запаху – пахнет гарью, на переплете сажа.
На развале можно найти все, что угодно, главное, знать, что искать, библиотечные книги здесь не редкость. И не потому что для продавца это всего лишь бизнес. Изданиям минимум пятьдесят лет, вот, например, мемуары Талейрана, техническая библиотека КЗКРС. Что это за учреждение, где находилось и существует ли до сих пор, знают только экcперты.
Социалистическая академия – предшественница института ИНИОН, называлась так с 1918-ого по 1930-ый годы. Если бы не запах гари, никто бы не догадался откуда эти книги. Теперь так же, по запаху, правоохранители ищут на развале другие раритеты из печально известного фонда.
А началось все с Анны Московкиной, которая нашла на развале пару книг, решила проверить их происхождение, оказалось, что они из сгоревшей библиотеки ИНИОН. Написала заявление в полицию.
Анна Московкина, покупатель: «Сотрудники уголовного розыска изъяли, по-моему, три книги, участковый уполномоченный побольше, что-то около десяти. То есть, предмет для разговора с продавцом, безусловно, есть, а дальше полиция будет разбираться».
По горячим следам задержаны двое молодых людей. Оказалось, они работали волонтерами во время перевозки пострадавших книг; ну и перевезли несколько упаковок к себе домой.
Александр Колесов, задержанный: «Охрана слабенькая. Увидели, что их легко можно взять и никто в принципе не узнает, по крайней мере, так казалось на тот момент».
Маргарита Маслова, сотрудник пресс-службы московского уголовного розыска: «Самые старые из них это исторический вестник 1886-ого года, Современник 1864-ого и отечественные записки 1848-ого года. А самая молодая, если так можно выразиться, это Полтавская епархиальная ведомость 1906-ого года».
- Сколько продали книг?
- Я продал три.
- На какую сумму?
- На 2600.
Говорят, что продали по три книги каждый. Однако, на Арбате изъято уже более десяти экземпляров. Варианта два, либо подельники врут, либо не им одним пришла в голову идея нажиться на национальном достоянии.
Вера Мысина, председатель общественного движения «За честную страну»: «Не понятно, как была налажена работа по спасению этих книг, почему там оказались лишние люди, и вообще - причем тут были волонтеры, когда эта задача, собственно, государственная».
Библиотека ИНИОН сгорела в феврале при загадочных обстоятельствах. Огонь вспыхнул в ночь на пятницу, сразу охватил около двух тысяч квадратных метров - тушили все выходные. Часть книг сгорела, часть была испорчена пожарной пеной. Сейчас здание практически полностью разрушено, фонды, а это 14 миллионов уникальных изданий, вывозили в спешке, до сих пор неизвестно, сколько удалось сохранить.
Вера Мысина, председатель общественного движения «За честную страну»: «Возможно, что в скором времени не только на Арбате будут продавать эти книги, а некоторые уникальные экземпляры могут вплыть на аукционах на иностранных».
Раз среди волонтеров оказались обычные воры, могли быть и специалисты - охотники за конкретными, намного более ценными изданиями. Активисты движения за честную страну обратились а прокуратуру с просьбой разобраться: Почему уникальные фонды библиотеки ИНИОН не были застрахованы ни от пожара, ни от банальной кражи? И куда делись государственные деньги, выделенные руководству хранилища на всевозможные системы защиты?
86%
1.90 107.43
1.35