Наши корреспонденты рассказывают о своей Победе, о родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Сегодня наш корреспондент Алексей Збарский поделится историей семейной гордости. За спасение родины от фашистов сражались сразу 3 его деда.
Збарский Михаил Наумович, отец моего отца, воевать пошёл в 19 лет. Был призван в апреле 1944. Как грамотный, имевший целых 7 классов образования, попал в связисты и всего через полгода службы удостоился представления к награде – медали «За отвагу». Под вражеским обстрелом ему пришлось устранять повреждения кабеля.
Геннадий Збарский, сын ветерана Великой Отечественной войны: «Обеспечил устойчивую связь командиру полка, убил 2 фашистов. У него было личное оружие. Он 8 сростков смог сделать на кабеле и убил 2 фашистов, которые пытались ему помешать».
А ещё через полгода, в январе 1945, деда Мишу наградили орденом «Красной звезды» за то, что протянул кабель связи во время форсирования реки Пилица в Польше. После Победы Михаил Наумович жил и работал в небольшом посёлке под Одессой.
Геннадий Збарский, сын ветерана Великой Отечественной войны: "Он был принципиальный, честный, поэтому на него не очень обращало внимание начальство. Не нравилось это им. Но у него было много друзей, и ветераны его очень уважали».
Второй мой дед Миша, родной дядя моего отца. Он ушёл служить в первые дни войны из родного города Ярцево, Смоленской области. Был медбратом, командиром санитарного взвода. Ему досталась нелегкая участь. На себе выносил из-под огня раненых бойцов.
Геннадий Збарский, племянник Михаила: «В боях за рощу, что западнее деревни Чёрная поляна Белгородского района, 5 июля 1943 года проявил исключительное мужество. Под огнём противника оказывал раненым первую медицинскую помощь, лично вынес с поля боя 7 раненых бойцов и 2 командиров с личным оружием».
Всего через несколько месяцев санитара Михаила Смирнова пришлось самого выносить с поля боя. Он как раз перевязывал солдата, когда буквально в 2 шагах разорвалась мина. Ранение было тяжелейшее, после таких практически не выживают. Но дед Миша выкарабкался. Он до самой смерти в 1980 году носил в себе осколки той мины.
Геннадий Збарский, племянник Михаила Смирнова: «Врачи-хирурги сказали, что лучше не трогать, потому что они его сильно не беспокоили. Побаливали немножко, а операция могла привести к печальным результатам».
Мой третий дед-фронтовик — Алексей Николаевич Белых. Его призвали в армию накануне начала войны, служил шофёром. Подвозил боеприпасы артиллерийским расчётам. Во время очередного рейса попал под бомбёжку и его контузило. Однако и после этого он не демобилизовался, а остался работать при доме Офицеров.
Светлана Збарская, дочь Алексея Белыха: «И ЗИС-5, на котором он ездил, знаешь, мне всегда казалось, что он похож на папу! Вот ты видел ЗИС-5 когда-нибудь? Папа был высокий, такой большой, сильный».
Моя мама говорит, что она из поколения детей Победы. Она родилась в сентябре 1945. Бабушка и дедушка решили пожениться, когда уже стало ясно, что война скоро кончится. Это единственная фотография той поры, лето 1945. Дед Лёша умер в 1981 году, мне тогда было 10. Но я очень хорошо помню его глаза, очень добрые и очень грустные, его гулкий голос, его сильные руки. Он похоронен в Бобруйске, куда после войны перевели его дом офицеров.
Жизнь разбросала наше семейство. Самый младший из династии Збарских сейчас в Нижнем Новгороде. Специально для него мои родные сделали фотоколлаж про каждого из ветеранов.
Так получилось, что никто из моих дедов не шёл в атаку, не таранил вражеский истребитель и не стрелял прямой наводкой по позициям фашистов. Но их подвиг от этого ничуть не меньше. Я очень рад, что это теперь понимает даже самый младший мой племянник. Збарский Михаил Наумович, Смирнов Михаил Ильич и Белых Алексей Николавич. Я помню. Я горжусь.
86%
1.90 107.43
1.35