«Я помню, Я горжусь». О своем деде рассказывает наш корреспондент Алексей Гамзов

Пятый канал продолжает проект "Я помню, Я горжусь". Это личные истории наших корреспондентов, которые рассказывают о своих предках, сохранивших для нас страну.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

За время съемок этих сюжетов выяснилось множество подробностей, деталей. Наши коллеги сами узнавали о своих семьях то, о чем не принято говорить каждый день, о чем дедушки, бабушки, родители скромно умалчивают. Оказалось, что героическая история о войне есть практически в любой российской семье. Сегодня о командире орудийного расчета Алексее Гамзове рассказывает корреспондент Алексей Гамзов:

Моему деду еще не исполнилось и восемнадцати, когда он стал курсантом артиллерийского училища. Потом - на передовую. Война к тому времени уже катилась к границам Германии. Новоиспеченный наводчик дивизионной пушки, рядовой Алексей Гамзов направлен на Третий Белорусский фронт – и сразу в пекло, штурмовать Кёнигсберг. Жестокие бои в плотной городской застройке, артиллерия несет ужасающие потери. «Зеленый» наводчик уже через пару недель становится командиром орудия - больше некому, все, кто был старше званием, погибли.

Если артиллерия – бог войны, то орудие ЗИС-3 – пророк его. Были выпущены десятки тысяч экземпляров этой пушки, расчетом одной из них командовал Алексей Гамзов. Одно из первых воспоминаний: я стою на этом самом месте и играю в дедушку. Рос я в двух шагах от этого мемориала, но о дедовской пушке, и вообще о войне, узнал из книжек и фильмов, а вовсе не от деда. Он про те годы не говорил принципиально, слишком тяжело было вспоминать. Знаю только, что даже десятилетия спустя деда Лёшу ночами мучили кошмары, он часто кричал во сне. Что именно ему снилось, так и не признался никому. Всё, что известно, - это как остатки артдивизиона попали под танковую контратаку гитлеровцев. Бой, тяжелая контузия, ранение, госпиталь. Победу встретил на больничной койке. Но оказалось, это еще не конец.

Мария Гамзова, вдова: «Когда Отечественная война закончилась, вот сколько их осталось, их всех собрали и на Японскую отправили. Вот он на Японской был. Я говорю - ты не боялся? А он говорит - а с ними идешь, они «Катюшу» поют… Им-то, говорит, сбежать нельзя было. Хочешь не хочешь - пой «Катюшу».

В Китае деду суждено было прослужить еще пять лет. Его перевели в тяжелую артиллерию, здесь он стал чемпионом округа по борьбе. Говорят, маленького, но крепкого Алексея двухметровые соперники не могли даже с места сдвинуть. Вернулся в родную Сибирь, женился, поехал по заданию партии строить шахтерский город Междуреченск. От военных лет почти не осталось ни фотографий, ни наград.

Владимир Гамзов, сын Алексея Гамзова: «Я когда маленький был, в то время сладостей не много было, в начале пятидесятых годов, и вот в какой-то момент, я не знаю, откуда такая мысль мне в голову пришла, поменять отцовские медали на конфеты… Правда, потом я от деда получил!»

Здесь все держалось на деде, и все напоминает о нем: на крыльце бани, например, он любил столярничать. В тех сугробах для меня и братьев зимой он рыл «убежища» - эти умения у него тоже с военных лет, но с тех пор как Алексей Яковлевич ушел из жизни, все хозяйство как-то сразу обветшало.

Дед говорил: война это не «ура, вперед», а тяжелое испытание и труд, и главный инструмент – не только винтовка, а еще и лопата. Он всю жизнь работал без отдыха, вырастил детей, внуков – двух из них, включая меня, назвали в его честь. Ветеранов в Междуреченске уже почти не осталось, но город не забыл своих защитников: Аллея Ветеранов расположена в самом красивом и уютном месте, а за территорией местного воинского мемориала всегда особый уход. Алексей Яковлевич Гамзов. Я помню, я горжусь.



Последние новости

14:51
14:44
14:30
14:14
14:00
13:44

Сейчас читают