70 с лишним лет он пролежал под водой. На том самом, залитом кровью плацдарме, где шли ожесточённые бои, когда красноармейцы пытались прорвать блокаду. Знаменитый Невский пятачок.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Что особенно ценно, шанс восстановить ещё одну человеческую историю. Уже известно имя лётчика, который так и остался за штурвалом, до последнего. О большой исторической работе, проделанной и предстоящей, наш корреспондент Виталий Втулкин.
Смотришь вокруг. Река, лес, песчаный пляж. Красота, да и только. А в войну здесь писалась одна из самых трагичных страниц нашей военной истории. Невский пятачок. По самым-самым скромным оценкам, здесь, штурмуя немецкий плацдарм, погибли около 700 000 красноармейцев и бойцов народного ополчения. Гильзы, фрагменты боеприпасов, техники, амуниции - они везде. А частенько вода приносит и такие напоминания о том, что было.
Сколько здесь, на суше, осталось незахороненных и забытых, кто знает, тогда считать было некогда. А, что там, в мутной воде - сплошная загадка. Порой, и мощные эхолоты не в помощь. Тем, кто ищет, остается надеяться на удачу.
Вот кадры съемки, которую делали водолазы, во время очередного погружения к Илу, который покоится в речном иле. Что-то разобрать непросто. Но видны разорванные куски обшивки, какие-то, особенно крупные детали. Группа поднимается наверх с докладом. Участники экспедиции сразу делают вывод: штурмовик был уничтожен немецкими зенитками.
Раз за разом, погружение за погружением. Понятно, что после расстрела в воздухе, и удара о землю поднять можно, разве что несколько фрагментов. Водолазы, на глубине около 15 метров ловко орудуют специнструментом. И на поверхности, один за другим, появляются: вал, с погнувшейся от удара винтовой лопастью, обломки искореженного фюзеляжа, сиденье пилота, самолет, кстати, был одноместный, то есть, самая ранняя модификация штурмовика. Находят и парашют в свернутом виде. Что снова подтверждает: у летчика шансов не было.
Наконец, самое долгожданное. Из воды показывается двигатель, номер которого поможет узнать главное: кто был за штурвалом пикирующего штурмовика. Находку долго окатывают из шланга, тщательно чистят там, где нужно, и, опять удача. Номер цел и отлично читается.
Дальше – дело техники. По номеру узнали имя пилота: Семен Конобевцев. Старший лейтенант 57-го штурмового авиаполка. 24 октября 1941 года ушел на задание с одного из городских аэродромов Ленинграда. И, как тогда бывало очень часто, не вернулся.
Теперь поисковики намерены отыскать родственников старшего лейтенанта Конобевцева, и передать им найденные в кабине погибшего штурмовика личные вещи пилота. А среди них, например, так называемая планшетка, где хранилось его последнее полетное задание.
86%
1.90 107.43
1.35