Подводные археологи дотянулись до разгадки тайн погибших кораблей у острова Гогланд в Финском заливе.
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Эта земля давно имеет печальную славу. Суровые воды Балтики, сложный рельеф и скалистые берега — не раз становились причиной кораблекрушений. Дно здесь просто усеяно останками судов самых разных эпох, но до сих пор оставалось малоизученным. Участники экспедиции уверены — их ждет немало сенсационных открытий и находок.
Население почти необитаемого острова Гогланд временно увеличилось в два раза. Месяц назад здесь высадились участники экспедиции центра подводных исследований русского географического общества.
— У нас работает здесь четыре маломерных судна, то есть катера и два больших судна, это спасательный буксир и плавкран, — говорит исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Гогланд называют островом погибших кораблей. Попасть в Петербург, минуя его, невозможно, а потому — дно этой части Балтийского моря буквально устелено судами. Деревянные парусники восемнадцатого и девятнадцатого веков, корабли и самолеты, погибшие во время великой отечественной — чтобы разгадать все тайны этого участка, понадобятся десятки лет. Каждый год участники экспедиций находят здесь новые объекты, о которых раньше никто не знал.
— Найдено 49 объектов, из которых 22 — это новые и четыре из них совершенно неизведанные — мы их вообще не ожидали увидеть. И найдены любопытные суда, которые обрадуют человечество, — рассказал научный руководитель экспедиции «Гогланд-2018» Андрей Лукошков.
Вместе с водолазами и исследователями работают — школьники. Десять человек отобрали из тысячи. Именно столько заявок поступило на он-лайн обучение. Сегодня несовершеннолетние исследователи помогают взрослым, которые каждый день выходят на воду и под нее, чтобы немного больше узнать об истории страны.
В этот раз планируют поднять с глубины 60 метров десантную пушку. Она стоит на кормовой части фрегата «Олег», который затонул в 1869 году. Еще одна задача — доставить на берег уникальные предметы с торгового судна второй половины XIX века.
Всю поднятую со дна посуду будут доставлять в лаборатории, где ее очистят от ила и помоют. Здесь есть кружка, которой 150 лет.
— Мы надеемся получить интересные данные, поднять целую коллекцию, которая создает отдельную экспозицию для музея, — говорит археолог, водолаз-исследователь Центра подводных исследований РГО Роман Прохоров.
Всех секретов сотрудники центра подводных исследований РГО пока не раскрывают, но намекают — сенсаций хватит, лишь бы погода не подвела.