Исторический обман: Не все мемориальные таблички в Петербурге правдивы

Краеведы требуют разобраться, кто где «жил и работал» на самом деле и провести работу над ошибками.

Фото, видео: Пятый канал

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Мемориальные таблички на петербургских зданиях нуждаются в серьезной проверке. Оказывается не всем словам выбитым в граните можно верить. Информация о выдающихся людях часто не соответствует тому, что было на самом деле. Об исторических тонкостях знают только специалисты, но в последние время количество помарок и неточностей стало критическим. Неравнодушные краеведы требует провести работу над ошибками. Репортаж Натальи Бандуриной.

Словно часовой на посту, Елена Краснова на своем балконе. На страже истории города вот уже полвека. Она ищет и находит ошибки и неточности в краеведческой литературе, мемориальные таблички — отдельная боль. Десять лет она пытается «выселить» Дени Дидро с Исаакиевской площади, 9. По ее сведениям, французский философ там никогда не жил.

— Я требую снять табличку. Я не требую ее перевесить. Дело в том, что я доказала, я сумела найти, где он жил на самом деле, — говорит краевед.

На самом деле Дидро останавливался в доме, в котором сейчас театр Ленсовета, но там и так своих звезд хватает, что называется, не до француза. А вот писатель Александр Грин, вроде как сам виноват в том, что мемориальную доску повесили не там где надо. В одном из писем написал не полный свой адрес — вместо улицы декабриста Пестеля, просто Декабриста. В итоге на доме 11 по улице Декабристов теперь застыла ошибка в граните. Ее бы снять, но нельзя.

— Доска включена в музейный фонд Российской Федерации, это музейный предмет. И мы не можем просто так взять и отказаться от нее или демонтировать. И надо еще думать о том, что если мы ее демонтируем, то мы взамен пока ничего не имеем. ПО закону никто не отвечает за ошибки, — объясняет эксперт комиссии по мемориальным доскам Елена Крылова.

Получается интересная вещь — как только доска появляется на фасаде, тут же становится музейным экспонатом, а значит, неприкосновенным. А еще и никаких санкций. Любителям историко-архитектурного юмора такое положение дел явно по душе. Так, в Петербурге однажды появились десятки мемориальных досок, рассказывающих о жизни несуществующих людей. Про Ивана Семенова, который пришел к Ольге Чикиневой и сломал ей раковину в ванной, например.

Пушкинская, 10. Пожалуй, нет такого места в Петербурге, где на одной стене было бы столько знаменитостей. Но если верить всему тому, что здесь есть, Пушкин — это художник. Эта, мягко сказать, неточность –совсем другое дело. В знаменитом на всю страну арт-пространстве могут себе позволить сменить призвание поэту, это уже перфоманс. А вот все, что за воротами, — либо результат плохой подготовительной работы, либо коммерческий проект.

— В данном случае это прямая обманка, и потом жилец, который приобретет эту квартиру, будет судиться, — говорит краевед Алексей Ерофеев.

В Петербурге около двух с половиной тысяч мемориальных досок, проверки на достоверность фактов, выбитых в граните, особо не было. Все на совести инициатора увековечивания. А поэтому впору водить экскурсии по вымышленной жизни того или иного деятеля.

Ранее Пятый канал рассказывал о трудностях, с которыми столкнулись в Петербурге при переводе информационных указателей на китайский язык.