Торговые сети пригрозили дефицитом и пустыми полками из-за нового закона
Депутаты Госдумы предложили запретить торговым сетям возвращать не проданные до конца срока годности продукты обратно производителям.
Фото, видео: www.globallookpress.com, Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Торговые сети пригрозили россиянам «пустыми полками» в случае реализации нового «закона о возврате продуктов.
Сейчас все, что до окончания срока годности не продается в магазинах, возвращается производителям. Госдума уже решила отменить это первым чтением, и обсуждает поправки ко второму: для товаров с каким сроком годности применять: в 10, 20 или 30 дней. Торговцы предупреждают: в любом случае будет кризис — магазины перестанут закупать скоропортящееся, и мелкий опт. В общем — ужас, ужас — пахнет «советским дефицитом» или старым добрым шантажом?
Пошел за молочком в воскресенье, а его уже разобрали, вместе со сметаной и прочим кефирным семейством. Захотел угоститься булочкой в конце рабочего дня — а ее уже доедает более прыткий коллега. Призрак продуктового дефицита вырвался из кабинетов Ассоциации компаний розничной торговли и пока бродит только по медиапространству. Но, говорят сетевики, вполне может заглянуть и в магазины, и в наши кошельки. Если депутаты Госдумы примут закон о запрете торговым сетям возвращать не проданные до конца срока годности продукты обратно, производителям. Мол, закупать станут меньше, оттого и кому-то из нас, якобы, продуктов не хватит.
— Риски дефицита, то есть снижения количества скоропортящейся свежей продукции, это перекладывание объем закупаемой продукции от свежей к продукции с более длительными сроками хранения. Это — ухудшение положения производителя, причем, в первую очередь, малых и средних компаний, это еще большие издержки для торговых сетей, — говорит председатель Президиума ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков.
Самые «народные продукты» — хлеб, молоко, яйца, мясо, колбасные изделия, свежие овощи и фрукты — занимают примерно половину всех полок в торговых сетях. И по действующему сейчас закону, по истечению срока годности все товары должны быть выкуплены производителем обратно.
Свои потери от возможного принятие нового закона ритейлеры оценивают в 300-400 миллиардов рублей в год. Говорят, что придется менять очень многое: схемы поставок, модель логистики и так далее. Но на кого в итоге ляжет миссия по компенсации этих «финансовых потерь?» Есть подозрение, что на кошельки покупателей!
— Крупные игроки на рынке не хотят нести издержек им нужно будет нанимать более квалифицированных сотрудников, пересматривать очень многое в схемах бизнес-процессов, работать совсем по-другому, им выгоднее переложить всю ответственность на производителя, — считает маркетолог Андрей Арно.
Но эксперты потребительского рынка больше боятся за покупателей, то есть за нас с вами. Опасение первое: сети начнут покупать меньше продуктов «с ограниченным сроком годности», качественных, без красителей, консервантов и прочих загустителей, заменяя их на полках чем-то, напичканным «химией». Такой «батон» на полке пролежит, конечно, дольше, зато покупатель потом будет «отлеживаться» в больнице.
— Ритейлеры должны, конечно, при установлении цен на продукты, которые они реализуют гражданам, учитывать в какой степени, тот или иной продукт содержит химикаты, какие-то добавки подозрительные и откровенно, честно, писать, что в этой продукции есть добавки, которые вредят здоровью, — говорит экономист Анна Ведута.
— Испорченная часть колбасы или сыра срезалась, обновлялась, обновлялись таймера, новые сроки хранения ставились и выставлялись на витрину, — рассказала бывшая сотрудница сети супермаркетов.
Это интервью мы записывали в ходе одного из предыдущих наших расследований «ритейлерских хитростей». Эта женщина работала в крупном сетевом магазине, и честно рассказала нам, как её заставляли переклеивать этикетки со сроком годности на продуктах, которые вот-вот испортятся. У них в магазине это называлось «реанимация».
Эксперты говорят: если продукты совсем запретят возвращать производителям, то количество товаров-пациентов таких «продуктовых реанимаций» в сетевых магазинах резко увеличится. Но и сами производители говорят: законодательная инициатива по запрету возврата товара избыточна, они в состоянии договориться с сетями. Если раньше в сегменте хлебобулочных изделий возврат доходил до 50 процентов, сейчас его почти нет!
— Выход в плоскости саморегулирования, речь идет о производителях хлебобулочных изделий. Благодаря грамотному планированию коллеги смогли снизить количество возвратов до нуля, — сказала пресс-секретарь «Руспродсоюза» Ирина Нагайцева.
Сами депутаты Госдумы уже назвали слухи о возможном дефиците «информационным вбросом», предложив провести парламентские слушания. Сколько непарламентских выражений уже успели произнести напуганные покупатели, точно неизвестно, но при достижений личной бизнес-выгоды торговли мнение покупателя, как известно, учитывается в последнюю очередь.