«Библиотеку в чемодане» показали в Петербурге

В Северной столице открылась выставка книг миниатюрного формата.

Фото, видео: Пятый канал

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Причем, исполнены они с сохранением всех общепринятых норм верстки, художественного оформления и переплетных работ. В некоторых случаях — и понять-то сложно: что в них более ценно — форма или содержание.

Легким движением руки старый дорожный чемодан превращается в библиотеку. На ее полках — больше 120 книг. Да таких, что и в самых богатых книгохранилищах не найдешь.

Это сейчас десятки, если не сотни миллионов книжных страниц можно уместить в одном относительно небольшом телефоне. Но еще в доцифровую эпоху — люди любили читать книги небольшого формата, которые умещались буквально в кармане.

Полтора столетия назад размер имел большое значение, например, для великосветских львиц.

— Существовали молитвенники, которые дамы, светские дамы носили в перчатках — в одном из пальчиков — настолько они были изящными, — рассказала экскурсовод Ольга Юркова.

Такие книги — не печатаются многотысячными тиражами в типографиях — в них, пожалуй, форма — гораздо важнее содержания. Сами по себе такие тома, если и не шедевр книгопечатного искусства — то показатель высокого мастерства их создателя. И делают их только вручную. Как, например, эти редкие миниатюры — «Старый Петербург в открытках», которые уже давно осели в частных коллекциях.

— Форма с тиснением, с росписью, кожаный переплет и с муаром, атласом — все желаемые коллекционерами материалы здесь употреблены, — говорит реставратор, издатель миниатюрных книг Леонид Колпахчиев.

Труд современных книжных «левшей», порой, с трудом можно заметить на ладони — и только лупа подскажет — что в книге — стихотворение Сергея Есенина. И даже самая современная оптика с трудом сфокусируется на заглавии. Словно выпустили книгу для жителей вымышленной страны лилипутов.

Но эти фолианты если кто и читает, то в основном — владельцы. Ведь это — не забавы, а особый очень редкий вид «ручного» книгоиздания, которое теперь можно увидеть, пожалуй, только в музеях.