31 октября кабмин и крупнейшие нефтяные компании договорились заморозить оптовые цены на бензин и дизель на июньском уровне.
Фото, видео: © РИА Новости/Павел Лисицин, Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Первый результат «бензинового соглашения» правительства и нефтяников есть — на топливной бирже опт дешевеет. Но, до розницы еще не скоро дойдет. Тем не менее, принципиально соглашение такое — до весны 2019 года цены должны быть, как весной 2018. Это, что ж бензин и дизель дешеветь станут?
— Как народ дальше будет реагировать, цены же потихоньку будут идти вверх.
Будут, но пока цены заморозили. Переговоры с ведущими нефтяными компаниями продолжались несколько часов и до самого последнего момента предугадать их итоги было невозможно.
— Мы договорились со всеми нефтяными компаниями, что они будут немедленно, прямо с сегодняшнего дня, сразу после окончания совещания его соблюдать, — сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак.
И вот первый результат, по данным Санкт-Петербургской товарно- сырьевой биржи, на оптовом рынке 95-й бензин подешевел за день на 4,5% до 51 тысячи рублей за тонну. По новым ценам уже продали 5 тысяч тонн топлива. На 2,5% подешевел и 92-й — до 48 тысяч за тонну. И на три процента упала цена на так называемый летний и зимний дизель.
Но речь идет только об оптовых ценах. А что с розницей? И как отразится результат новых договоренностей на карманах автовладельцев? Никак — говорят эксперты. Снижать цены на заправках вряд ли кто-то будет.
— Того коридора маржи, который предполагает данная договоренность, которая была вчера достигнуты, его недостаточно для того, чтобы независимые резко снизили цены, — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов.
Соглашение будет действовать до 31 марта. Потом его могут продлить, а могут и нет. И как тогда подскочат цены, которые так долго старались удержать — неизвестно.
— Возрастет акциз, возрастет еще и налог на добычу полезных ископаемых и как при всем при этом нефтяники собираются сдерживать цены и правительство сдерживать цены — это большой вопрос и получается, что решение проблемы лишь отсрочили, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Чтобы решить проблему — нужны системные реформы в отрасли, а именно снижение налоговой нагрузки на нефтянку.
Сейчас доля компаний в ценообразовании — менее двух процентов. А вот акциз на бензин с налогом на добычу полезных ископаемых составляют уже 75% всех налогов. Другими словами — это половина цены литра.
Получается, что без снижения налогов — не будет и рыночного ценообразования. Поэтому управлять топливным рынком приходится пока вручную. И пока удалось избавиться от дефицита на внутреннем рынке, договорившись с ключевыми игроками.
— Мы поддерживаем усилия правительства. Что в ходе конструктивного диалога мы достигли взаимопонимания и поддержали решение, — сообщил — пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев.
Но в России больше половины автозаправочных станций — не сетевые. Как правило, это частники, которые очень чувствительны к скачкам цен на бирже. А реализуют они треть бензина в стране. В Минэнерго считают — теперь им будет выгодно работать по новым правилам.
— Оптовые цены вертикально интегрированных компаний для независимых компаний будут снижены до уровня, обеспечивающего минимальную нормальную рентабельность АЗС, — заявил министр энергетики РФ Александр Новак.
А пока нефтяникам придется следить за собой и друг другом. Ведь если договор нарушит одна компания, отвечать придётся всем. Компаниям пригрозили повысить экспортные пошлины, что сделает очень невыгодным продажу нефти за рубеж.