Редкие иконы и неизвестные шедевры знаменитых русских художников привезли из музеев со всей страны.
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Третьяковской галерее представил шедевры живописи, которые ранее не выставлялись. Проехав страну от Калининграда до Владивостока в небольших городах, в пыльных запасниках искусствоведам удалось найти работы мирового уровня. В результате впервые в столицу привезли малоизвестного Брюлова, Кустодиева, Васнецова и Левитана.
Безупречные линии, яркие краски, тончайшая игра полутонов — в таком первозданном виде Богоматерь Боголюбскую, одну из самых древних икон на Руси, не видели несколько веков. Настоящая — еще на реставрации, а вот на эту ее единственную точную копию всего через два дня смогут посмотреть все. Вот еще — тут уже подлинник. Преподобный Сергий Радонежский. Семнадцатый век. Из Ярославского музея.
— Интересна она тем, что здесь довольно много в клеймах повествований — живописных повествований — о детстве преподобного Сергия. Она занесена во все каталоги — и мировые, и российские», — рассказал Митрополит Псковский и Прохоровский Тихон (Шевкунов).
Редкие иконы и неизвестные шедевры знаменитых русских художников привезли из музеев со всей страны — от Калининграда до Владивостока. Пятьдесят городов, триста произведений — от Рюриковичей до наших дней. Такую масштабную панораму русского искусства — из региональных коллекций — собрали впервые.
— Проблема одна — у них очень ограниченные выставочные пространства. Они не показывают и половины того, что достойно внимания, — говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Кураторы подсчитали — чтобы выбрать экспонаты, проехали по стране сто сорок тысяч километров! Грандиозные исторические полотна. Изысканные натюрморты. Живописные русские пейзажи — от севера до юга. Тут все жанры — и даже такие, о которых неискушенный зритель и не слышал. Например, парсуна — ранний русский портрет.
— По технике это нечто среднее, еще переходное, между традициями иконописи и живописным портретом. Вот это — Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра Первого, — показывает экспонаты Митрополит Псковский и Прохоровский Тихон (Шевкунов.)
Даже для экспертов Третьяковской галереи — это они решали, какие картины забрать на выставку в Москву — в запасниках местных музеев оказалось много любопытного и неожиданного.
Здесь и картина — Айвазовского. Легендарный маринист получил необычный заказ — написать четыре картины, о четырех временах года. И взял за низ Гран-При на Всемирной выставке в Париже. Сохранилась только одна — эта. «Зимний обоз в пути». Ее привезли из Смоленска.
А вот картина Боголюбова — «Иллюминация Кремля» в честь коронации Александра Третьего. Можно сказать, исторический документ. Цветную фотографию тогда еще не изобрели, но художник справился ничуть не хуже. А этот портрет мятежного иранского принца Муртазы Кули-хана, который сбежал в Санкт-Петербург, возможно, заказала сама императрица Екатерина Великая.
— Эта выставка, которая продлиться три недели, может стать самым настоящим учебником по истории русского искусства, — рассказал организатор выставки «Сокровища музеев России» Иван Есин.
Такая экспозиция первая, но не последняя. Очередные выставки уже запланированы на два года вперед. Организаторы обещают, что покажут не только русские, но еще и европейские шедевры.
Ранее Пятый канал рассказывал, детективную историю одного портрета: шедевр Брюллова открыли заново.