В Иркутске из-за коммунальной аварии замерзли тропические растения
Погибли больше половины редчайших растений: бананы, фикусы, гибискусы.
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Иркутске жертвами коммунальной аварии стали уникальные полувековые растения. Сутки без тепла и сибирские морозы сделали свое дело. Тропики, которые создавались учеными в оранжерее научного института, практически уничтожены. Зацветут ли снова фикусы и пальмы в Сибири?
Максим Радченко грустно перебирает листья редчайших растений, которые безжизненно стелются по земле. Ученый говорит: пока подсчитать ущерб невозможно — не исключено, что некоторые виды все-таки смогут оправиться от теплового удара.
— На вид они пока зеленые. А пока замороженные были — вообще хорошо выглядели. А как только температура поднялась — все стало увядать, — рассказал заведующий отделом прикладных и экспериментальных установок Сибирского института физиологии и биохимии растений (СИФИБР) Максим Раченко.
Такого здесь не видели никогда — впервые за 45 лет существования в оранжерее появились сосульки. Причиной стала коммунальная авария. В сорокаградусные морозы в городе не выдержали трубы. Без отопления остались не только жилые кварталы, но и теплицы научного института.
— Начали рваться трубы — начали проламываться стекла. Не было предупреждения. Мы были к такому не готовы. Нам не сказали, что у нас авария, сливайте все. А если здание еще какое-то время аккумулирует тепло, то здесь — моментально все померзло сразу же, — сказал заведующий отделом прикладных и экспериментальных установок СИФИБР СО РАН Максим Раченко.
В первые часы после аварии погибли больше половины редчайших растений — бананы, фикусы, гибискусы. Для тропических видом оптимальная температура существования больше 20 градусов. В оранжерее столбик термометра опускался до -12. Даже сейчас с помощью электрообогревателей и тепловых пушек создать комфортные условия не удается.
— Мы не имеем свободных ресурсов для такого маневра. Приходится собирать, где можно. Бросили все, чтобы как можно быстрее восстановить температурный режим, — сообщил директор Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН Виктор Воронин.
Ну а про полное восстановление коллекции оранжереи и говорить нечего. Для Сибирского института физиологии и биохимии растений — самостоятельно это не под силу. Слишком велики потери. Это место уникально — тропики в Сибири. Ничего подобного в регионе нет. Полюбоваться на непривычную глазу флору ежегодно приходило до 3 тысяч человек. Здесь работали ученые, проводились олимпиады для школьников. Ученые института уверяют — если бы их предупредили о масштабах аварии — они бы смогли бы предотвратить такие последствия.
Впрочем, энергетики считают, что все необходимое со своей стороны они сделали.
— Было проведено собрание с предупреждением о том, что необходимо собрать схему помещения по обратному трубопроводу. Потому что прямой мы сейчас ремонтируем, — пояснил начальник районных тепловых сетей участка тепловых сетей Новоиркутской ТЭЦ Денис Козлов.
Как бы не решили свой спор иркутские ученые и энергетики — с помощью суда или без — оранжерея Сибирского института физиологии и биохимии растений больше никогда не будет прежней.