В Пермском крае женщина умерла, потому что в поселке не было «скорых»

32-летняя жительница поселка Южный-Коспашский в Пермском крае скончалась по дороге в больницу от инсульта.

Фото, видео: Пятый канал, Известия/ Михаил Терещенко

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

В Пермском крае Следственный комитет проводит проверку по факту смерти молодой женщины, которую не успели спасти врачи. Медики делала все возможное — вот только пациентку до ближайшей клиники пришлось вести почти 100 километров. На город с населением в 15 тысяч человек осталось всего две бригады скорой помощи и одна неотложка. И это при том, что в крае успешно работает санитарная авиация. Почему медицина оказалась недоступной?

Они не плачут при детях: так посоветовал психолог. Владимир, сдерживая эмоции, показывает на телефоне самые яркие моменты их такой недолгой совместной жизни с Екатериной.

«Скорая» ехала к умирающей почти два с половиной часа. Несмотря на то, что родные сразу предупредили диспетчера о диагнозе Екатерины: аневризма головного мозга.

— Я сразу скорую пошла вызывать. Она говорит: машин нет, ждите. Я говорю: у меня ребенок умирает, — рассказала мама, погибшей девушки.

Оказывается в Кизеле с населением в 15 тысяч человек осталось всего две «скорых». Год назад в местной больнице якобы из-за «неэффективности» закрыли сразу несколько отделений. В том числе — реанимацию.

Теперь всех тяжелых пациентов везут в другие города. Умирающую Екатерину отправили за 100 километров в город Березняки, где есть нейрохирурги.

— Потом начало ее ломать. Упала на пол. Поднял ее. Положил. В обнимку пролежал, — рассказал муж Екатерины.

Екатерина умерла по пути в больницу. Ей было 32. Владимир не собирается ни с кем судиться. Просто родные не понимают, зачем была нужна такая оптимизация здравоохранения? И где та самая санитарная авиация — МИ-8? Пермский край укомплектован ими гораздо лучше других регионов.

— Я звонить в МЧС. У нас машин нет! Хоть вертолет вызовите! Ждите. А мы не имеем право выбирать вертолет. Это должен делать врач.

Водитель одной из двух местных «скорых» — по совместительству санитар — признается: это не первый случай в Кизеле.

— Расстояния у нас большие. Сейчас. Или в Губаху, или в Березники. В нашу больницу никого не возим. Врачей нет. Недавно одного вынесли. Сильно тяжелый был. Он умер, — рассказал водитель машины скорой помощи, Геннадий Плотников.

Пермские чиновники от здравоохранения считают, что ответственность лежит на родных Екатерины, которые, якобы, не сумели четко объяснить диспетчеру, что происходит.

— Женщина обратилась с жалобами на головную боль. Теперь представьте. Как часто жители Пермского края обращаются в период эпидемии гриппа с жалобами на головную боль? Сама по себе жалоба не относится к категории экстренных вызовов, — сказала начальник отдела по организации медпомощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Пермского края Елена Черкасова.

— Говорю: девчата, у моей дочери аневризма, можно побыстрее, — вспоминает мама Екатерины.

Разбираться, кто говорит правду, теперь будет прокуратура и местный минздрав.

— Будут проверены соблюдение стандартов оказания помощи лечебным учреждением, скорой помощи. Дана правовая оценка действиям работников, — сообщила старший помощник прокурора Пермского края по взаимодействию со СМИ Юлия Гайнанова.

— Рано пока делать выводы, мы все-таки хотим посмотреть все, и наличие хронических заболеваний, и работу диспетчера по приему вызовов скорой помощи, факт доезд, — пояснила и. о. министра здравоохранения Пермского края Оксана Мелехова.

Оптимизация в медицине, словно ураган, прокатилась по всей стране. В Чите глава местного Минздрава пять дней назад признался: врачи в состоянии реагировать только на 80% экстренных вызовов. Скорая иногда добирается до пациентов по полтора часа даже в Подмосковье.

Доставлять пациентов из труднодоступных районов, где нет больниц, должна санитарная авиация. Только в этом году на ее развитие было выделено более 3 миллиардов рублей. Правда, в трех случаях из четырех вертолеты — простаивают.

— Но даже там, где авиация, мы сталкиваемся с проблемами сопровождения и поддержания. Топливо выделяется на 3-5 дней. Пилот на полставки, — сказал директор института развития общественного здравоохранения, Юрий Крестинский.

В медицинских документах прописано: населенные пункты, где проживает 10 тысяч человек, обслуживает одна «скорая». Если есть угроза жизни, она должна приехать в течение 20 минут. С оговоркой: все зависит от географических условий конкретного региона. Но если пациенты умирают — разве это не повод пересмотреть нормативы?