Начало жизненного пути замечательного кинематографиста не предвещало блестящей карьеры. Он вырос в семье матери-одиночки, вынужденной поднимать на ноги двоих детей. В 1958 году окончил геологический факультет и даже проработал год по специальности, прежде чем окончательно убедился в неправильности своего выбора.
В мир кинематографа Говорухин пришел не сразу, а набираясь опыта на молодой Казанской студии телевидения, став одним из самых активных ее деятелей. В стремительно развивающейся сфере телевидения будущий Народный артист работал режиссером, редактором программ и даже оператором. Полученные навыки пригодились в учебе — в 1966-м году Говорухин с отличием закончил режиссерский факультет ВГИКа, представив комиссии свою дипломную работу, которой стал фильм «Вертикаль».
%news-207495%
Сценарий этой картины, считавшийся слабым, некоторое время пролежал на Одесской киностудии, дожидаясь талантливого постановщика. Говорухин с энтузиазмом взялся за спортивную драму, пригласив сниматься в ней самого Владимира Высоцкого. Расчет на звездного исполнителя оправдал себя полностью: картину посмотрели почти 33 млн. советских зрителей, а песни в исполнении Высоцкого моментально стали шлягерами — доходило до того, что посетители кинотеатров приносили с собой блокноты, чтобы записывать за Высоцким слова.
Водоразделом творческого пути Говорухина стал многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», вошедший в золотой фонд отечественного телевидения. Режиссер, незначительно изменив события романа братьев Вайнеров, сделал снайперски точный подбор актеров как на главные, так и на второстепенные роли. Удивительно то, что Говорухину, обладающему природной харизмой и актерским талантом, не нашлось места в блестящем актерском ансамбле «Места»! О неожиданной и редкой для режиссера стороне таланта вспоминал покойный Алексей Герман: «Как в фильме „Среди серых камней“ играл Говорухин!.. Я как-то хотел, чтобы он у меня снимался, мы ходили с ним по базару, и он рассматривал помидоры, редьку — так это был Жан Габен просто. Он рассматривал редьку, и все торговки застывали, потом он клал ее на место, и они долго провожали его недоуменным взглядом, как будто их архангел посетил». Кроме Муратовой, в качестве актера Говорухин снялся у Петра Тодоровского, Леонида Филатова и Георгия Данелии, но его центральной ролью стал многогранный образ криминального авторитета Крымова в картине Сергея Соловьева «Асса» 1987 года. Фильм, ставший манифестом нового поколения, с колоссальным успехом прошел в советских кинотеатрах, но для Говорухина это был лишь один повод для триумфа. Вторым стала экранизация детективного романа Агаты Кристи «10 негритят», мастерски объединившая криминальный сюжет английской писательницы и мощь советской актерской школы.
Профессионализм не оставлял Говорухина, даже когда он брался за непритязательные сюжеты. На основе его сценария был снят один из главных кассовых хитов советского кинопроката, «Пираты XX века», собравшие у экранов более 87 миллионов зрителей. Режиссером этого фильма стал давний соратник Говорухина, Борис Дуров. Как вспоминал сценарист, в 1982 году он приехал во Вьетнам, где был представлен как режиссер «Места встречи изменить нельзя». Аудитория тактично молчала до тех пор, пока переводчик не обмолвился, что их гость — сценарист «Пиратов». Новость об этом привела местную публику в восторг — как оказалось, советский фильм стал хитом и там!
Будучи неравнодушным гражданином, на излете советской эпохи Говорухин снял знаменитую трилогию разоблачительных документальных фильмов и активно участвовал в политической жизни. В 1999 году на экраны вышел громко прозвучавший «Ворошиловский стрелок», которым режиссер, испытавший к тому моменту определенную трансформацию политических взглядов, ответил на поставленные его документальными лентами вопросы. В памяти зрителей Говорухин останется не только как талантливый кинематографист и автор всенародно любимых хитов, но и как общественный деятель и искатель истины в непростое для страны время.