"Ленконцерт": сегодня не все четко понимают значение этого слова, а в советское время оно известно всем и каждому. Ленконцерт - это организация, заведующая всеми легкими музыкальными жанрами в городе.
Лев Лурье: Это Большая Конюшенная улица, Театр Эстрады, до революции здесь помещался ресторан «Медведь», любимый великими князьями. Ресторанная публика любила куплетистов, ангажемент. Этот легкий жанр искусства и до революции считался сомнительным, а после революции вообще поначалу подлежал уничтожению. Но в конце концов этот жанр был восстановлен. Был создан специальный Театр Эстрады и специальная организация, которая называлась Ленконцерт, она занималась культивированием легкого жанра. О Ленконцерте мы сегодня с вами и поговорим.
Каждый ленинградский артист и музыкант знал этот адрес – Фонтанка, 41. Это Ленконцерт, где работают три тысячи человек, одних ресторанных ансамблей девяносто три. Ленконцерт окормлял музыкой, культурой, художественным словом весь наш огромный мегаполис.
Сергей Захаров, народный артист России: Ленконцерт состоит из множества артистов, существовала определенная иерархия. Кто-то был в высшей категории, кто-то в средней. У кого-то была высшая ставка, у кого-то низшая. Из этих артистов временно укомплектовывалось некая концертная бригада, которая ездила на гастроли со всеми тяжкими.
Григорий Баскин, народный артист России: Существовали огромные альбомы, в которых у каждого была своя страница. Было около ста конферансье.
Лев Лурье: Культурный досуг советских трудящихся обеспечивала целая огромная индустрия развлечений: дворцы и дома культуры, клубы, красные уголки, концерты в дни профессиональных праздников, выступления в обеденные перерывы. Все это должно было работать как часы, с необычайной точностью. Должен был быть выдержан идеологический баланс: советский человек узнает о последних решениях партии, слушает сатирические куплеты на тему загнивания капитализма и одновременно наслаждается неаполитанским романсом, стихотворением о советском паспорте и силовым эквилибром.
Григорий Баскин, народный артист России: Сборные концерты - просветительская история, она придумана Луначарским: в одном концерте могли встретиться звезды драматического театра и оперы с акробатами, фокусниками, певцами и цыганским ансамблем.
Ирина Комарова, актриса: Площадки были самые разные: от самых больших во дворцах культуры, в сборных концертных залах, до самых маленьких. Например, очень часто мы работали в цехах заводов в обеденный перерыв, в общежитии, в школах, в жилконторах, в воинских частях. Везде была интересная публика.
Татьяна Савченко, руководитель Театра Эстрады имени А. И. Райкина: Бывало, что во время обеда люди собирались в актовом зале и знакомились с какой-то программой. Это могло быть и художественное слово, и музыкальная программа, и просветительская программа. Это все был Ленконцерт.
По размаху своей деятельности и объему обслуживаемой территории Ленконцерт был подобен маленькой армии, дисциплинированной и мобильной. Есть приказ – дать концерт где-нибудь в чистом поле, в сотне километров от базы, и этот приказ будет выполнен вовремя и в срок.
Марк Бек, музыкант: В моей жизни был случай, когда я позвонил в десять минут шестого и получил выговор за то, что я до пяти не позвонил, а нужно было ехать на концерт. Мы были как бы несвободные люди, у нас не было ни воскресных дней, ни дней рождения, ни праздников. В любой момент могли позвонить и вызвать на работу.
Татьяна Савченко, руководитель Театра Эстрады имени А. И. Райкина: Не обсуждалось, будешь ли ты участвовать в этом концерте или нет, поедешь на гастроли в самый удаленный уголок или не поедешь. Актер понимал, что он должен поехать.
Лев Лурье: Гостиница. Советский сервис. Номер на двоих. Клопы. Кипятильник. Жизнь артиста в Советском Союзе - это не жизнь гастролера во Франции.
Сергей Захаров, народный артист России: Суточные мы называли шуточными. На два рубля шестьдесят копеек нужно было быть и сытым, и пьяным, и нос в табаке. Многим это удавалось. Еще и домой что-то откладывалось.
Марк Бек, музыкант: Мы поехали на гастроли в Тюмень, нам с Галей дали номер люкс. Она пошла в туалет, через некоторое время возвращается, говорит, слушай, что у нас в номере еще кто-то живет. Я зашел в туалет и слышу голос: «Микола, а ты котлеты заказал?». Я смотрю вниз и вижу огромную дыр. Оказывается, внизу находился ресторан.
Романтика дальних командировок сменялась для артистов Ленконцерта повседневной рутинной работой на ближайших рубежах родного города.
Лев Лурье: У Ленконцерта был свой автобусный парк, который состоял из самых разных машин. Была специальная машина для концертных бригад «Кубань», были вот такие «Икарусы», были львовские автобусы. Каждый день артистические бригады уезжали в самые разные концы Ленинградской области. Загружались костюмы, аппаратура, бродячие артисты ехали в путешествие на несколько дней.
Ирина Комарова, актриса: Мы садились на какие-то автобусы и ехали зимой, в мороз куда-то тьмутаракань. Это были бесплатные шефские концерты, но никто не отказывался. Мы ехали, играли с полной отдачей. Потом нас приглашали в замечательные буфеты. Все это было в какие-то праздничные дни.
Лев Лурье: В день артист мог давать от трех до пяти концертов в самых разных местах. Летом почти всегда выступали на открытых площадках: палуба корабля, эстрада в саду, летний театр в каком-нибудь парке культуры и отдыха.
Татьяна Савченко, руководитель Театра Эстрады имени А. И. Райкина: Не было, наверное, такого уголка в бывшем Советском Союзе, куда бы ни приезжали артисты Ленконцерта. Если появлялась афиша Ленконцерта, мы могли быть уверены, что билеты будут проданы.
Григорий Баскин, народный артист России: Происходило то, что происходит и по сей день. Если в одном поселке по окраинам стояли два клуба, в одном выступали артисты Москонцерта, а рядом – артисты Ленконцерта, то шли на ленинградцев, шли на город.
Работа в Ленконцерте чрезвычайно престижна. Туда не попасть. Артистов не пугает ни сверхъестественная загрузка, ни бродячая жизнь, ни невысокая официальная зарплата. Умелые администраторы Ленконцерта, о которых в городе ходят легенды, всегда смогут обратить минусы кочевой жизни в плюсы – не обидят ни себя, не своих подопечных.
Сергей Захаров, народный артист России: Жилось по тем временам не плохо. Мы, актеры, всегда нужны, при любой власти. Это работа благодарная, потому что чем больше ты себя отдаешь, тем больше получаешь взамен. Одно только осознание того, что ты нужен, оправдывает твое существование. И это уже счастье.
Администраторы и режиссеры Ленконцерта каждый раз вынуждены решать очень сложную комбинаторную задачу. Надо построить программу так, чтобы на нее шел зритель, который хочет видеть звезд. При этом надо обеспечить работой совершенно неведомых народным массам, но вполне многочисленных артистов, которые тоже хотят есть. В программу надо непременно ввести что-то полузапретное, скандальное – на что всегда есть спрос. При этом репертуар должен оставаться идеологически выдержан, чтобы ни одна комиссия не смогла придраться.
Бен Бенцианов, народный артист России: Были очень неожиданные требования. Вдруг нам говорили: «Ни слова о таком-то», «Ни звука о такой-то».
Марина Аллунан, певица: Перед худсоветом ко мне подошел наш музыкальный руководитель и сказал из самых добрых побуждений: «Марин, я прошу вас, не снимайте со стойки микрофон, потому что могут вас обвинить в подражании Западу».
Бен Бенцианов, народный артист России: Артист эстрады был гораздо более информирован, чем артист театра. Потому что тот, как говорил: «Офелия, о, нимфа», так и будет говорить. Он не боялся, что ему позвонят из обкома и скажут: «Не надо больше про Офелию».
Лев Лурье: Важнейшая фигура сборного концерта – это конферансье, который говорит что-то с необычайным подъемом: «Сен-Санс. Умирающий лебедь. Танцует заслуженная артистка Тувинской АССР, лауреат премии ЦК ВЛКСМ «Золотой сапожок» Генриетта Бородюк. За роялем Сигизмунд Кац».
Порою конферансье выступал как своеобразный просветитель, продвигая качественную музыку и помогая неформатным артистам преодолевать цензурные барьеры.
Леонид Алахвердов, участник ансамбля «ДРУЖБА»: В те времена была замечательная джазовая певица Нонна Суханова. Для того, чтобы ей разрешили петь на английском, московский конферансье Олег Милявский прибегал к следующему трюку. Он выходил и говорил: «А сейчас для вас будет петь ленинградская джазовая певица Нонна Суханова. Мы ее обязали петь на английском, потому что она окончила ин.яз. и нужно обязательно оправдать затраченные на нее средства».
Лев Лурье: Ленконцерт – это сотни коллективов. Одни обречены выступать на полевых станах и в цехах во время обеденных перерывов, другие гастролируют по областным городам. Наконец, есть настоящие звезды – Аркадий Исаакович Райкин с коллективом, который позже стал самостоятельным театром миниатюр: ансамбль «Дружба», «Поющие гитары». Это те, кто выступает на концертах, посвященных закрытию партийного съезда, на международных фестивалях, кто ездит с гастролями в группу советских войск в Германии. Это настоящие неподдельные звезды – золотой запас Ленконцерта.
Анатолий Васильев, участник ансамбля «Дружба», основатель ВИА «Поющие гитары»: Очень много было у нас концертов по стране и за границей. Везде аншлаги, везде в залы не попасть. Я помню в Гори какой-то грузин, значит, подходит, отзывает в сторону: «Слушай, помоги украдать солистку».
Несмотря на идеологические барьеры, ленинградская эстрада обладала всемирной отзывчивостью и протаскивала на сцену контрабандный музыкальный товар. Мода на французский шансон откликнулась Эдитой Пьехой и ансамблем «Дружба»
Лев Лурье: Искусство эстрады – это народное искусство. Попасть на концерт Сенчиной, или Пьехи, или Марии Пахоменко просто невозможно. Огромная очередь. Подарок – билет на концерт – это дар, сравнимый с тортом от «Норда» или приглашением в ресторан гостиницы «Астория». Неслучайно молодой офицер Комитета государственной безопасности Владимир Путин приглашает стюардессу Людмилу именно сюда, на спектакль Аркадия Райкина. Так президент России нашел свою будущую супругу.
Григорий Баскин, народный артист России: Это была организация, о которой надо вспоминать только добрыми словами. Концертная жизнь – это афиша, которая пожелтеет, аплодисменты, которые отзвучат, и имя, которое рано или поздно забудется. Но есть имена, которые не забудутся никогда.
Лев Лурье: Здесь, в особняке Кочневой на Фонтанке, до сих пор работает организация, которая называется «Петербург-концерт». «Петербург-концерт» - это остаток великой империи Ленконцерта. Ленконцерт – такая же часть советской ленинградской цивилизации, как Общепит или ДОСААФ. Развалился Советский Союз, Ленинград стал Петербургом, и Ленконцерт – это мощное, рыхлое, но величественное здание – развалилось. Но по-прежнему звучат романсы, по-прежнему фокусники показывают свои фокусы, а мастера художественного слова читают стихи.