Душегуб или реформатор? Безумный садист или великий стратег? Кто он, великий князь Московский и всея Руси Иоанн Васильевич? Царь Иван IV – самая противоречивая фигура в истории России. Ни Петр I, ни Иосиф Сталин не вызывают настолько бурных дискуссий, споров до хрипоты. Согласия нет ни в обществе, ни даже среди историков.
На одной чаше весов – Опричнина и разгром Русского Севера, в том числе полное уничтожение Великого Новгорода, поражение в Ливонской войне, десятки тысяч казненных без суда, народный голод, эпидемии чумы, нищета, разорение крестьянства в Нечерноземье, самодурство и введение в массовый обиход пыток.
На другой – Земская и Губная реформы, укрепившие централизацию страны, военная реформа, создавшая сильную русскую армию, Судебник, учредивший местное самоуправление и более справедливое для всех судопроизводство, замирение татар и возврат всех южных земель, завоевание Казани и Астрахани, овладение Сибирью.
Ужасаться зверствам деспотов и одновременно тосковать по «сильной руке» всевластного государя очень характерно для нашей страны, – считает Леонид Млечин. Может ли навязанный прогресс обойтись без диктатуры и человеческих жертв? Безусловно, мирное, эволюционное развитие возможно, но при Грозном Россия выбрала иной путь, где она обречена на отставание от цивилизованного мира.
Да, речь действительно идет о способах «принудительной» модернизации, – соглашается Сергей Кургинян. Но, именно поэтому, Грозный должен быть обелен в глазах потомков, ибо он действовал, исходя из обстоятельств. Жестокость царя не идет ни в какое сравнение со зверствами европейских монархов и продиктована, главным образом, нравами его эпохи. Реформы же его были действительно выдающимися и служат еще одним доказательством того, что власть должна быть сильной и жесткой.