Михаил Лазарев, заведующий лабораторией лесохимии Научно-исследовательского института химии при ННГУ:
— Сейчас в мире эксплуатируется более одного миллиарда автомобилей. Шины каждого из них изнашиваются, и в воздух попадают вредоносные вещества: более 200 граммов с каждым автомобилем в год. Если при производстве резины использовать канцерогенное масло, то частицы могут негативно влиять на здоровье человека.
Меня зовут Михаил Лазарев, я являюсь заведующим лабораторией лесохимии Научно-исследовательского института химии при Нижегородском университете и автором разработки неканцерогенного масла-пластификатора.
Артем Новоселов, инженер-химик Научно-исследовательского института химии при ННГУ:
— Самыми опасными компонентами в шинах являются полициклические ароматические углеводороды. Они содержатся в маслах-пластификаторах. Но без масел-пластификаторов шины произвести невозможно, поэтому ученые мира борются с этой проблемой на протяжении многих лет. Наша разработка позволяет решить данную задачу и заменить масла-пластификаторы с содержанием вредных компонентов.
Михаил Лазарев, заведующий лабораторией лесохимии Научно-исследовательского института химии при ННГУ:
— Наше масло практически не содержит канцерогенных веществ, их концентрация — менее 1 мг на 1 кг, в то время как норма, установленная Европейским законодательством, не более 10 мг на 1 кг. Еще одним из преимуществ нашего масла является то, что производители шин смогут заменить свои вредные масла на наше масло, не меняя технологический процесс, оборудование и стадии приготовления резиновой смеси.
Николай Ходов, генеральный директор Биохимического холдинга «Оргхим»:
— В современной химии ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества создаются в лабораториях. Это, в первую очередь, требование рынка, требование современного образа жизни. Появляется уверенность в производителе, что он делает безопасный продукт, и его конкурентные преимущества на собственном рынке становятся устойчивыми, и производитель продвигается в линейке своих конкурентов гораздо выше.
Михаил Лазарев, заведующий лабораторией лесохимии Научно-исследовательского института химии при ННГУ:
— Наша разработка достаточно уникальна. Конечно, у нас есть конкуренты по всему миру, но мы движемся параллельно, по многим вещам обгоняя их. Клиенту из Германии было нужно не просто масло-пластификатор — оно должно было совмещаться с компонентами полиуретановой смеси. На разработку мы затратили больше года, получили уникальное техническое решение, которое запатентовали.
Большую роль в становлении проекта сыграл Научно-образовательный центр Нижегородской области «Техноплатформа 2035», который был создан в рамках национального проекта «Наука и университеты».
Игорь Федюшкин, директор НОЦ «Техноплатформа 2035»:
— Не используя достижения современной науки, создать новые технологии, высокие технологии, эффективные процессы производства невозможно. Поэтому задача НОЦ — это довести разработки ученых до конкретной продукции, которая будет пользоваться спросом.
В рамках национального проекта «Наука и университеты» создано 15 Научно-образовательных центров мирового уровня по всей стране. Их основные задачи — наладить связи между наукой и бизнесом, трансформировать экономики субъектов за счет реализации научно-технологических проектов, а также создать привлекательные условия для работы ученых в РФ. Достижения НОЦ за 2020 год: более 1800 зарегистрированных патентов, почти 20 тысяч научных статей и подготовка более 15 тысяч молодых специалистов.
Михаил Лазарев, заведующий лабораторией лесохимии Научно-исследовательского института химии при ННГУ:
— На данный момент проект находится на высокой стадии готовности. Все предварительные испытания пройдены, ведется разработка проектной документации для внедрения в производство. В 2021 году, в год науки и технологий, в Российской Федерации мы планируем провести первую опытно-промышленную выработку, и затем выйти на российский и международный уровни.
Я верю в то, что наша разработка будет очень востребована, выпуск такого масла-пластификатора будет освоен в кратчайшие сроки, что оно будет поставляться ведущим производителям шин в мире, вокруг будет меньше вредных веществ, и мы все будем жить лучше и безопасней.