Григорий Петрович Данилевский — русский литератор, прославившийся романами из истории России XVIII–XIX веков.
Ранние годы жизни Григория Данилевского можно назвать обычными для дворянина того времени: он родился в 1829 году в богатой семье дворян-малороссов, по преданиям принимавшей в своем доме самого Петра I. Учился в Московском дворянском институте и на юридическом отделении Санкт-Петербургского университета. Любопытный факт: во время учебы в Петербурге с ним произошел неприятный казус: по ошибке, вместо однофамильца Николая Данилевского, он был привлечен к делу Петрашевского и несколько месяцев просидел в Петропавловской крепости в одиночном заключении. Но это происшествие не помешало будущему писателю закончить университет с серебряной медалью и, по окончании обучения, семь лет прослужить в Министерстве народного просвещения. Позднее Данилевский отошел от службы и посвятил себя литературе и издательскому делу, став известным романистом и главным редактором «Правительственного вестника».
Литературную деятельность Данилевский начал еще в 17 лет, стихами. Позднее стал писать этнографическую прозу, подражая своему кумиру Гоголю, с которым был знаком. Но большая слава пришла к нему только в 50 лет, когда Данилевский начал выпускать романы, написанные в жанре исторической беллетристики. «Мирович», «Княжна Тараканова», «Сожженная Москва» — занимательность сюжетов и легкость слога позволили ему соперничать с лучшими писателями за право считаться «русским Дюма», а некоторые современники даже называли Данилевского «русским Купером» за его интерес к авантюрному сюжету и мастерство, с которым он воссоздавал колорит той или иной эпохи.
Роман «Княжна Тараканова», бесспорно, одна из творческих удач Данилевского. Трагическая судьба самозванки — неизвестной красавицы, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского и претендовавшей на русский престол, по сей день будоражит сердца читателей. Она называла себя Елизаветой Владимирской и принцессой Азовский, Элеонорой и Али-Эмете. И только имя княжны Таракановой ею ни разу не было произнесено, но именно с ним эта женщина вошла и в русскую историю, и в русскую культуру.