В начале второго десятилетия ХХ века, когда Андрей Белый писал свой роман «Петербург», было принято ненавидеть царизм и возвышать революцию. Но молодое поколение литераторов того времени пошло еще дальше и стало воспевать не только революцию, но и ее методы достижения целей, в том числе и террор, захлестнувший Россию в конце ХIХ – начале ХХ века.
Однако Белый в своем произведении, вопреки ожиданиям, не идеализирует революцию, а, наоборот, старается показать всю ее неблаговидную сторону. Как писал он сам в письме к одному из друзей: «Это не революция а провокация!». Именно эта идея и пронизывает весь роман. Революция – это своеобразная попытка убить прошлое. Это разрушение основ морали, желание сына убить отца, желание неопытных юнцов стереть с лица земли все старое и заставить всех жить по-новому. Но, как показывает история, жажда разрушения никогда ни к чему хорошему не приводила.
И сегодня, спустя более 100 лет после написания, роман Андрея Белого «Петербург», который Набоков называл «лучшим романом ХХ века после «Улисса»», звучит как никогда актуально.