В начале ХХ века религиозные мотивы были весьма популярны среди русских писателей. Не обошла эта мода и Александра Куприна, считавшегося в кругу литераторов писателем-реалистом и превратившегося, после публикации повести, в писателя-романтика.
«Суламифь», в основу сюжета которой легло библейское предание о Суламифи (Суламите), упоминаемой в «Песни песней Соломона», была опубликована Куприным в 1908 году. Изначально автор хотел напечатать её в альманахе «Шиповник», но, передумав, решил издать рукопись в альманахе «Земля», где работал Иван Бунин, которому она и посвящена.
Повесть получила неоднозначные и, по большей части, критические отзывы от современников. Древней легенде Куприн добавил явного эротизма, откровенно написав о чувствах 45-летнего Соломона к 13-летней девочке. Мало кому из читающей публики того времени это могло понравиться. Однако и в то пуританское время нашлись люди, отстаивающие право художника на творчество без ограничений.
Так о чем же повествует «Суламифь» Куприна? Как ни парадоксально это прозвучит, но, в первую очередь, это история о нравственных ценностях. О настоящей любви, которая наполняет жизнь счастьем и являет собой все самое прекрасное, что есть на земле. Только любовь, говорит Куприн, способна осчастливить человека, придать его жизни смысл. Любви Куприн противопоставляет пороки, которые, мешают людям обрести душевную гармонию: зависть, эгоизм, разочарования кризиса среднего возраста. Трагедия этой истории и жизни в целом в том, что любовь дает нам силы, чтобы жить, но часто у нас не хватает сил, чтобы уберечь ее от смерти.
Гуляя среди виноградников, пресыщенный жизнью, славой и богатствами царь Соломон увидел юную Суламифь. Ее чистота, искренность и неискушенность вновь разбудили в стареющем царе яркие чувства. И юная девушка, благодаря кроткому нраву и доброму сердцу, стала любовью всей его жизни. Но завистливая любовница правителя Астис, подослала своего воздыхателя убить счастливую пару. Однако, коварный план получилось осуществить лишь наполовину…