Рассказ Лескова «Левша» впервые был опубликован в 1881 году в газете «Русь» под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Писал ее Лесков под Петербургом, в Сестрорецке, находясь под впечатлением от общения со старым оружейным мастером, выходцем из Тулы. Именно этот старый мастеровой человек и рассказал Лескову то ли легенду, то ли быль о том, как «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Лесков же, оттолкнувшись от этой легенды, сочинил удивительно народную историю о гениальном русском Мастере, который безо всяких учений может любого иностранца за пояс заткнуть. Но, восхищаясь глубинным умом русского мужика, Лесков также показывает и другую его сторону — безалаберность, неумение останавливаться в нужный момент и несерьезное отношение к собственной жизни и собственному таланту.
Лесковский «Левша» увидел свет в то время, когда в нашей стране царило увлечение всем русским. Поэтому неудивительно, что рассказ изобилует всяческими как по-настоящему исконно русскими выражениями, так и изобретенными самим писателем словами на русский лад: «нимфозория», «мелкоскоп», «клеветон», «Твердиземное море» и многими другими, которые сразу полюбились читающей публике. Само же имя главного героя «Левша» и выражение «подковать блоху» в мгновение ока стали нарицательными и прочно вошли в наш язык. Скорее всего, навсегда.
Путешествуя по Англии, император Александр I, восхитившись мастерством английских ремесленников, приобрел выкованную ими стальную блоху, которая к тому же умела танцевать. После смерти Александра его брат и преемник Николай I нашел блоху и, оценив мастерство заморских умельцев, заметил, что «русские мастера свое дело не хуже знают». И повелел он найти русских мастеровых, которые смогли бы принять своеобразный вызов англичан. Таковые в России, конечно, нашлись. Это были тульские мастера во главе с Левшой. Они превзошли своих коллег, подковав все ноги у заморской диковины. Император был в восторге и в качестве награды отправил Левшу в Англию. Вот только русский человек не умеет ценить удачу и, как водится у нас, закончил свои дни Левша печально.