1892 год — один из наиболее плодотворных в творчестве Антона Павловича Чехова. После своей поездки на остров Сахалин он плотно работает над книгой под одноименным названием. В этот же год был написан и опубликован один из самых ярких рассказов Чехова — «Попрыгунья», и в том же 1892 году выходит в свет одно из самых значительных произведений Чехова — повесть «Палата № 6».
Эта повесть — самое счастливое произведение с точки зрения принятия его критиками и собратьями по цеху. Все без исключения были в восторге от «Палаты», хотя сам Чехов до публикации так отзывался о своем произведении: «Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствуют женщина и элемент любви. Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию».
В этой повести нет глубокой драматургии. Весь сюжет крутится вокруг находящейся в провинциальной больнице палате для душевнобольных, ее пациентов и протекающей в этом заведении службы врача Рагина. Вся атмосфера провинциальной больницы, а особенно, никому не нужной палаты для душевнобольных, выглядит как срез жизни всей России. Серость, прозябание, нежелание трудиться и пытаться улучшить жизнь (и свою, и чужую), страх брать на себя ответственность, тихое пьянство и скатывание в душевную убогость — все это отличительные признаки русской жизни, которые, увы, просматриваются и сейчас, спустя более чем 120 лет после написания повести.
В уездном городе, во флигеле больницы находится палата для душевнобольных. Там обитают 5 человек. Каждый — со своей тяжелой судьбой и со своим горем, которое помутнило его рассудок. Больница находится в захудалом состоянии, палата № 6 и вовсе заброшена: антисанитария, вонь, клопы и прочие ужасы заброшенности и ненужности. Доктор Андрей Рагин, вступив в должность, отнесся к разрухе в больнице равнодушно. Будучи умным и честным человеком от природы, он, однако, не обладал ни силой воли, ни силой веры, чтобы противостоять сложившейся веками системе. И очень скоро он стал ходить на работу не каждый день, начал регулярно выпивать, а лечение больных в таких условиях считать бессмысленной затеей. Единственное, что развлекало Рагина в больнице — разговоры с одним из пациентов палаты № 6, бывшим судебным приставом Иваном Громовым. Громов яро критиковал Рагина за лень и сонную одурь, в которой пребывал врач, и этим начал будоражить почти уснувшую душу Рагина. Однако вскоре об этих частых посещениях и философских беседах с умалишенным становится известно и Рагина вызывают в городскую управу на серьезный разговор.