Рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья», который сам он называл «маленьким чувствительным романом для семейного чтения», сразу после выхода в 1892 году наделал много шума среди читающей публики Москвы. И немудрено, ведь главные герои повествования имели реальных прототипов - семью врача Кувшинникова и художника Исаака Левитана.
Вся Москва обсуждала пылкий роман жены Кувшинникова Софьи и уже известного к тому времени пейзажиста, но Чехов пошел дальше и вынес эту интрижку на страницы рассказа, добавив ко всему еще и описание всей творческой, как бы сейчас сказали, «тусовки» того времени. В богемном обществе, к которому так стремилась главная героиня рассказа Ольга, явно угадываются известные завсегдатаи светских салонов того времени –оперный певец Лаврентий Донской, режиссер Александр Ленский, писатель Евгений Гославский и многие другие. Немудрено, что вся столичная знать после публикации стала обвинять Чехова в пасквиле. Левитан даже хотел поначалу вызвать Чехова на дуэль, а потом на протяжении трех лет не разговаривал с писателем. Режиссер Ленский не общался с Чеховым 8 лет, а Кувшинникова отказалась от общения с Антоном Павловичем на всю оставшуюся жизнь.
Однако весь этот скандальный ореол, окружавший рассказ, остался в прошлом, а сама же «Попрыгунья» и ее главные герои остались в русской литературе навсегда. Ведь Чехов не преследовал цели рассказать светские сплетни, он, в свойственной ему манере, как доктор, исследовал особенности человеческой натуры. Чехов искренне недоумевал, как умный и способный муж Ольги мог до такой степени любить эту поверхностную и пустую бабенку, что забыл и про свою гордость, и про стыд, и, главное, вместо того, чтобы заниматься наукой, он искал вечные подработки, чтобы удовлетворить прихоти своей жены. Именно о глубине самоотречения и был написан Чеховым рассказ «Попрыгунья».
Ольга Ивановна была на 9 лет младше своего мужа, Осипа Степановича Дымова. Разница в возрасте и разница в интересах проложили глубокую пропасть между молодыми супругами. Ольга с утра до вечера занималась тем, что ездила по гостям, портнихам и театрам, разбавляя эти визиты музицированием или рисованием. Осип Степанович же трудился, чтобы обеспечить Ольге эту легкую жизнь. Казалось, что Дымов совсем забыл про себя и свою гордость и живет лишь любовью к своей Оленьке. Только любовь ли это? Может, это не любовь, а впитанное с кровью матери благородство, не позволяющее устраивать сцены и мещанские разборки? Но сможет ли Ольга оценить эту глубину благородства, и к чему может привести такое самоотречение?