Уже в самом названии произведения «Дорогие уроки» содержится иронический намек на несоответствие цены урока и его качества. Рассказ Антона Павловича Чехова, изданный им в 1887 году под псевдонимом А. Чехонте, не теряет своей актуальности и по сей день.
В наш век повсеместного псевдонаставничества, как никогда становятся актуальными вопросы, которыми задавался Чехов в своем рассказе: как защитить себя от лжеучителей? Как воспитанному человеку суметь противостоять напору и самоуверенности деловитой серости и не «клюнуть» на её манипуляции? Ведь, в итоге, если излишняя интеллигентность уступит напору непрофессионала, то проиграет, оставшись и без денег, и без знаний, а серость уверует, что для неё нет на свете ничего невозможного, главное — быть понаглее. Вывод: излишняя интеллигентность пагубна для всех. Добро должно уметь защищаться.
Оказывается, эти вопросы остро стояли и более 130 лет назад, в пору написания Чеховым рассказа «Дорогие уроки».
Воротов успешно окончил университет и решил заняться написанием кандидатской. Однако для этого ему нужно было подтянуть языки и в первую очередь французский. Так появилась в его доме Алиса Осиповна, представившаяся опытным педагогом. Но уже через пару занятий стало ясно, что преподает она из рук вон плохо! Непрофессионально, любительски. При этом, плату за уроки берет высокую. Воротов решил было прекратить эти непродуктивные и весьма дорогие занятия, но Алиса изобразила такое расстройство на лице, что он её пожалел, и бессмысленные и очень дорогие уроки продолжились. В добавок к этому Воротов не заметил, как влюбился в эту малообразованную девицу. И, что еще хуже, совсем забросил мысли о кандидатской.