«Маленькие трагедии» — сборник коротких стихотворных пьес, написанных Пушкиным в 1830 году, во время знаменитой Болдинской осени. Он состоит из четырёх произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Точная дата окончания написания произведений была указана самим Пушкиным в его дневниках: 23 октября — начисто переписан «Скупой рыцарь», 26 октября — окончен «Моцарт и Сальери», 4 ноября- завершен «Каменный гость», 6 ноября — «Пир во время чумы». Скорость рождения этих маленьких шедевров объясняется тем, что к написанию трагедий Пушкин подошел с хорошо подготовленным замыслом. Он знал и очередность историй, и суть их. «Маленькие трагедии» — это исследование человеческих страстей и способности человека поступиться моралью ради них. Как писала Анна Ахматова »…ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина».
Первые наброски «Трагедий» можно увидеть в пушкинских черновиках 1826 года. Тогда он обозначил 10 сюжетов, героями которых должны были стать сильные, «демонические» личности на фоне исторических катаклизмов. Но потом Пушкин решил остановиться на изучении человеческих страстей и пороков, оставив для описания четыре из них. Для поэта был важен порядок пьес. «Трагедии» он расположил по страстям, вырастающим в человеческие пороки — от наиболее порицаемых людьми к ценным: страсть к деньгам, превращающаяся в жадность в «Скупом рыцаре»; служение искусству, превращающееся в зависть в «Моцарте и Сальери»; страсть к любовным похождениям, превращающая в похоть в «Каменном госте» и, наконец, наслаждение самой жизнью, превращающееся в чистый гедонизм, в жизнь ради удовольствий в «Пире во время чумы».
Кстати, обозначение цикла как «Маленькие трагедии» лишь однажды было озвучено Пушкиным в своих записях, изначально поэт называл их «драматические сцены», «драматические очерки» и даже «драматические изучения». Но название «Маленькие трагедии» так легло на сердце и читающей публике, и критикам, что осталось таковым в веках.
Предлагаем послушать записи трех произведений цикла. Запись трагедии «Пир во время чумы» в архиве Ленинградского радио не сохранилась.
«Скупой рыцарь»
Читают Николай Черкасов и Николай Мартон. Запись 1962 года.
Молодой рыцарь Альбер жалуется своему слуге на безденежье. Его отец, барон Филипп, до крайности скуп, а прошедший рыцарский турнир изрядно потрепал обмундирование Альбера. Он пытается обратиться за ссудой к ростовщику, но тот уже не дает ему в долг, а намекает, что его отцу, «время умереть», и предлагает услуги аптекаря, делающего яд. Альбер отвергает это предложение и идет за помощью к Герцогу, чтобы правитель вразумил его отца. В момент разговора барона Филиппа и Герцога, Альбер слышит, как отец обвиняет его в попытке кражи и убийства. В гневе молодой человек вбегает в зал, отвергая эти обвинения, но отец, понимающий, что дни его сочтены, и его деньги достанутся наследнику, от злости вызывает сына на дуэль. Но благородный Герцог забирает брошенную Альберу перчатку. Барон умирает в бессильной злобе.
«Моцарт и Сальери»
Читают Николай Симонов и Владимир Честноков. Запись 1962 года.
Сальери достиг всего в своей жизни. Но достиг этого упорным трудом, трудом ремесленника, а не творца. Он считал, что заслужил свою славу и свой покой на старости лет, и теперь наслаждался зажиточной жизнью успешного музыканта, вспоминая свой путь и то, как нелегко ему далась слава. Но жизнь Сальери перевернулась, когда в музыкальном мире появился Моцарт. Этот кривляка, мот и шут вел праздную жизнь бездельника, при этом успевал писать так, как не писал никто. Музыка Моцарта была поистине гениальна. И зависть стала снедать Сальери. Зависть к таланту. И она только усилилась после того, как пришедший в гости к Сальери Моцарт, стал хохотать над игрой уличного слепого скрипача, фальшиво играющего его мелодии. Возмущению Сальери не было предела! Так глумиться над музыкой нельзя! А когда Моцарт сел за рояль и наиграл божественную музыку, которую написал ночью от нечего делать, Сальери и решил его отравить, чтобы не позволить ему осквернить свой талант окончательно.
«Каменный гость»
Читают Александр Баргман, Николай Буров, Татьяна Кузнецова, Наталья Панина, Леонид Неведомский, Николай Лавров и др. Запись 1998 года.
Испанский гранд Дон Гуан тайком приехал в Мадрид. Он, известный дуэлянт, распутник и соблазнитель женщин, еще не прощен королем. Но жизнь в ссылке надоела ему, да и в тамошних женщинах нет огня, а Дон Гуан жаждет новых любовных побед. В монастыре он случайно видит женщину, приходящую на могилу убитого им недавно на дуэли Командора. Это жена Командора, донна Анна. Дон Гуан решает соблазнить вдову. При этом, он решил пошутить над покойным Командором и послал слугу к его статуе, установленной на могиле, с приглашением «постоять на часах», охраняя их свидание. Такая шутка не могла остаться безнаказанной. И Дона Гуана ждала теперь жестокая расплата.
Толчком к написанию трагедии послужила увиденная Пушкиным постановка оперы Моцарта «Дон Жуан». Во многом сюжет трагедии схож с либретто оперы.