В 1835 году двадцатилетний выпускник юнкерского училища Михаил Лермонтов пишет свою драму в стихах «Маскарад». На тот момент о поэте Лермонтове мало кто слышал. До его всероссийской славы, обрушившейся на него после публикации стихотворения «На смерть поэта», остается еще два года. Но амбициозный Лермонтов жаждет славы и мечтает видеть свой «Маскарад» на театральных подмостках. Однако его мечте при жизни не было дано осуществиться, более того, даже издания «Маскарада» при жизни Лермонтова не случилось. Всему виной цензура, прочитавшая в драме молодого поэта описание запрещенных указами императора карточных игр и дуэлей, и нелицеприятное описание жизни петербургского высшего света, наполненного фальшью и интригами. Отдельно цензор указал поэту на то, что главный злодей не был наказан в его пьесе, поэтому ее надо переписать.
Лермонтов, пытаясь найти выход из ситуации, пишет вторую редакцию «Маскарада». Добавив четвертый акт и введя в него образ Неизвестного, карающего Арбенина за убийство жены. Но и этот вариант не прошел цензуру. От Лермонтова добивались вымарывания упоминаний о костюмированных балах в особняке Энгельгардтов, на которых сильные мира сего, невзирая на законы морали, предавались всевозможным порокам, прикрываясь масками благовидности. Лермонтов и не скрывал, что завязка и развязка драмы происходят на этих костюмированных балах в особняке Энгельгардтов, находящемся на углу Невского проспекта и нынешнего канала Грибоедова (особняк этот, кстати, существует и сейчас. Он был полностью восстановлен после войны и теперь в нем располагается Малый зал Санкт-Петербургской филармонии). Лермонтов бывал на этих балах и, конечно, не мог упустить случая поведать миру о том, как развлекается высший свет.
После очередного отказа в постановке и печати Лермонтов пишет третью редакцию произведения, переделав «Маскарад» в пьесу «Арбенин». Но резюме цензоров было тем же — публикацию запретить. Не может быть главным героем пьесы профессиональный картежник и шулер.
В итоге этой борьбы первый и третий вариант «Маскарада» были утрачены, сохранился только второй вариант, с четвертым актом и образом Незнакомца, который сейчас и считается каноническим.
Первая публикация «Маскарада» состоялась в 1842 году, уже после гибели Лермонтова. Первая театральная постановка — в 1852 году, а полный запрет на постановки на театральной сцене сняли лишь в 1862 году, через 20 лет после гибели поэта.
Евгений Арбенин — в прошлом профессиональный картежник — сделал себе на игре хорошее состояние. Ныне он респектабельный представитель высшего света, отошедший от прежней жизни. К тому же, Арбенин женат на прелестной юной Настасье Павловне, которую все зовут Нина. К своему удивлению, в определенный момент Арбенин чувствует, что влюблен в собственную жену. Девушка же упивается молодостью и яркостью жизни, не задумываясь, что азартный Арбенин, прошедший темную школу жизни картежника и шулера, не способен победить черноту своей испорченной души. И теперь его снедают демоны ревности.
Однажды на костюмированном балу Арбенин узнает, что князь Звездич получил от некоей дамы браслет, как намек на возможное продолжение их любовной интрижки. Арбенин узнает браслет, это браслет его жены. Но он не знает, что она потеряла его, а некая дама подняла браслет и подарила Звездичу как свой. Всего этого Арбенин не знает. И в его темной душе созревает план мести. Сначала он задумывает убить Звездича, но потом, публично оскорбив князя, Арбенин решает, что смерть Нины будет правильной карой за прелюбодеяние. И он решает отравить жену.