Нестор Кукольник (1809-1968) — русский прозаик, поэт, переводчик и драматург. Наиболее известен как автор либретто к операм М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан Людмила», а также текстов к романсам Глинки «Жаворонок», «Попутная песня» и «Сомнение».
В основу историко-биографической повести Кукольника, впервые опубликованной в 1844 году, легла трагическая судьба русского композитора Максима Березовского (1745-1777), Почётного члена Болонской филармонической академии и одного из родоначальников русской хоровой музыки.
В России почти не сохранилось нот его сочинений, а партитура лучшего хорового концерта М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» хранится в Британии. Ноты его произведений всплывают то в Париже, то в Ватикане, и неудивительно, что именно загадочная и яркая личность композитора Максима Березовского послужила прообразом композитора Павла Сосновского, поиском которого занимается герой в фильме А. Тарковсого «Ностальгия».
Максим Березовский родился в малороссийском городе Глухове, где получил образование в Глуховской певческой школе. Потом каким-то удивительным образом (по легенде — при помощи К. Разумовского) он оказывается при дворе в Петербурге, поет в Ораниенбаумской опере и его даже выделяет будущий император Петр III. Березовский начинает писать музыку. Его произведения исполняются в императорских покоях. Точно известно, что один из его концертов исполнялся в Янтарной комнате 22 августа 1766 года. Впоследствии, Березовский был направлен на учебу в Болонскую филармоническую академию, где с успехом себя зарекомендовал и получил звание Почетного члена академии. Кстати, за год до него это звание получил юный Моцарт.
Березовский был обласкан европейскими музыкальными критиками и надеялся на успешную богатую жизнь. В Италии он пишет свою единственную оперу «Демофонт», по слухам, заказанную ему графом А. Орловым. На премьере оперы присутствовала княжна Тараканова, и поговаривают, что Березовский был причастен к ее похищению и вернулся в Россию вместе с эскадрой Орлова. Но возвращение в Россию было несвоевременным, и, оказавшийся не у дел талантливый композитор кончает жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Хотя, по другим источникам считается, что он умер от горячки.
Биография Максима Березовского ярка и необычна даже для нашего времени, для XVIII века она и вовсе казалась фантастической. Однако обилие удивительных фактов не помешало Кукольнику еще более мифологизировать жизнь композитора. Поэтому, его повесть нельзя считать чисто биографической. Это, скорее, сочетание фактов и легенд, связанных с личностью композитора. Это авторское прочтение Кукольником жизни непризнанного гения, но от этого повесть не становится менее интересной и не теряет своей художественной и информационной ценности.