«Господа Головлёвы» — роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889), написанный им в 1875-80 гг. Изначально автор не планировал сочинять большое произведение, а хотел ограничиться циклом сатирических рассказов под общим названием «Благонамеренные речи». Поначалу так и было. Первая глава будущего романа была напечатана как отдельный рассказ в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1875 год. На эту публикацию сразу откликнулся И. С. Тургенев, предложив развить тему дальше: «Она так хороша, что невольно рождает мысль, отчего Салтыков вместо очерков не напишет крупного романа? <…> «Семейный суд» мне очень понравился, и я с нетерпением ожидаю продолжения — описания подвигов «Иудушки“». Салтыков-Щедрин внял совету коллеги и в следующие пять месяцев публикует еще два рассказа из жизни семейства Головлёвых. Уже к весне 1876 года становится понятно, что рассказы начинают складываться в роман. Образ Иудушки Головлёва, поначалу бывший второстепенным персонажем, выходит на первый план и становится одним из главных действующих лиц произведения. А его имя становится нарицательным, олицетворяя человека лицемерного, льстивого и угодливого, ничем не гнушающегося ради своей выгоды.
Роман «Господа Головлёвы» во многом автобиографичен. В образе Арины Петровны Салтыков-Щедрин запечатлел свою мать, такую же деспотичную и властную особу, делившую детей на «любимых» и «постылых». В образе Иудушки прослеживаются черты брата Дмитрия, с которым у Михаила Евграфовича за пару лет до публикации первой главы романа была длительная тяжба за наследство. Писатель с удивлением тогда обнаружил в ближайшем родственнике низкие черты и способность делать «мелкие пакости». Да и сама провинциальная жизнь, делающая из людей «вяленых судаков» или «умертвия», тоже была знакома Салтыкову-Щедрину не понаслышке.
В этом романе нет ни одного положительного персонажа. Единственным относительно светлым пятном оказывается деспотичная Арина Петровна, эдакая бизнесвумен своего времени. Она, в отличие от остальных членов семьи, не сидит на нажитом, а действует, и даже смогла в одиночку преумножить благосостояние Головлёвых. Однако вся эта активность напрочь убила в ней способность любить. Возможно, от этой недолюбленности и постоянного давления со стороны матери и растет человеческая ущербность всех остальных Головлёвых, которая и приводит к жизненному краху, а потом и к смерти каждого из них.