Жизнь Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810) неординарна и богата событиями даже по меркам нашего времени, а для 18 века ее судьба стала почти легендой.
Родившаяся в семье одного из самых влиятельных людей России графа Воронцова, Екатерина Романовна с детства была приближена к императорскому двору. Ее крестным был будущий император Петр III, а ее мать была практически спонсором будущей императрицы Елизаветы Петровны до ее восшествия на престол. С четырех лет Екатерина воспитывалась в доме своего дяди - вице-канцлера Михаила Воронцова, где она изучала языки, танцы и рисование. Это было весьма поверхностное образование, практиковавшееся для всех девочек из богатых семей того времени. Однако волею случая (она заболела корью и была вынуждена провести долгое время вне столицы) Екатерина Романовна пристрастилась к чтению, и через небольшое время это самообразование сделало ее одной из самых образованных женщин России.
Время, проведенное в доме дяди, не прошло даром. Уже с детства Екатерина Романовна увлеклась политикой, с большим интересом изучала государственные бумаги дяди и пристально следила за ходом русской истории. Все это, вместе взятое, не могло не взрастить в Екатерине Воронцовой (после замужества ставшей Дашковой) ростки честолюбия, жажды славы и желания творить историю своими руками.
Вскоре такой случай представился: Екатерина Дашкова стала одной из тех, кто путем переворота возвел на престол Екатерину Великую. Но, как это часто бывает, те, кто помогал в самые тяжелые годы, обычно остаются не у дел. Так произошло и с Дашковой. Екатерина, получив власть, охладела к своей подруге и соратнице, и Дашкова впала в немилость. Хотя современники часто поговаривали о том, что Дашкова считала себя ровней Екатерине и иногда вела себя весьма неподобающе. Да и в искренность ее симпатии к новой императрице верили не все, в том числе и сама Екатерина II. Поэтому, вскоре после переворота, Дашкову настигла опала.
Далее последовало длительное путешествие по Европе, во время которого она посетила Англию, Шотландию, Францию, Швейцарию и Германию. Это время ознаменовалось знакомством, а потом и дружбой с Дидро, Вольтером, великим теоретиком экономики Адамом Смитом, Бенджамином Франклином, рекомендовавшим Дашкову в члены Американского философского общества, и многими другими интересными личностями, общение с которыми позволило Дашковой стать влиятельнейшей женщиной своего времени.
Надо отметить, что во время опалы Дашкова оставалась, если не искренней подругой, то соратницей императрицы, что позволило ей спустя немногим менее 10 лет с триумфом вернуться ко двору. Тогда-то и настал расцвет деятельности Екатерины Дашковой: она стала первой женщиной, неимператорского происхождения, занявшей серьезные государственные посты. Екатерина Дашкова была директором Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, инициатором учреждения и первым председателем Императорской Академии Российской. Отдельно стоит сказать, что именно Дашкова является организатором и участницей создания первого толкового словаря русского языка.
«Записки Екатерины Дашковой» (1804-1805) - воспоминания, написанные ею в последние годы жизни. Отличавшаяся резкостью и властностью в жизни, Екатерина Романовна и мемуары написала весьма резкие и обличительные. Именно поэтому о печати в России не могло быть и речи. Память о государях может быть только безупречной, а воспоминания Дашковой эту безупречность могли подпортить.
Екатерина Романовна переправила свои записки в Англию, где они были переведены на английский язык и напечатаны в 1840 году. На русском языке «Записки» были впервые изданы в 1859 году, все в том же Лондоне, в типографии А.Герцена и Н. Огарева. В России же их впервые напечатали лишь в 1907 году.