Повесть «Очарованный странник» была написана Николаем Лесковым (1831-1895) в 1872–1873 годах под впечатлением от поездки на остров Валаам. Повесть входит в цикл «Праведники» и по жанру представляет собой некое соединение традиционного русского сказа с описанием жития святого. Смысл названия повести заключается в способности главного героя не только видеть окружающий его мир, но и уметь восхищаться, очаровываться им. Роль же странника без дома и семьи была уготована ему судьбой, а от судьбы, как известно, не уйдешь.
Несмотря на серьезность заявленной темы, «Очарованный странник» писался очень быстро и легко. Препятствие возникло лишь при издании повести: главный редактор журнала «Русский вестник» М. Н. Катков отказал Лескову в публикации, выдвинув в качестве претензий сырость материала и странное название, которое изначально дал автор своей повести — «Чернозёмный Телемак». Оно совсем не вязалось с содержанием книги и особенно с образом главного героя — истинно православного человека, которого в первоначальном названии Лесков сравнил с сыном Одиссея, отправившегося на поиски отца. Писатель внял совету, изменил название на «Очарованный странник» и отнес рукопись уже не Каткову, а в газету «Русский мир», где повесть и была впервые напечатана в августе-сентябре 1873 года.
Повесть делится на 20 глав, первая из которых — некий пролог, в котором мы знакомимся с главным героем, остальные же главы — это небольшие законченные истории без определенной хронологии, повествующие о пути праведника в поисках своего предназначения; о жизненных обстоятельствах, которые вынуждали совершать тот или иной добрый или неблаговидный поступок, и рассказ о внутреннем перерождении, происходившем с героем после каждого нового испытания. Ведь праведник по Лескову, это не безгрешный человек, а человек, понимающий необходимость осознания своих ошибок и покаяния в них.
Среди светских путешественников, следующих на пароходе на Валаам, возникает разговор о самоубийцах, которых не отпевают, и за которых никто не молится после смерти. Тогда к разговору присоединяется человек в черной монашеской рясе, представившийся Иваном Северьяновичем Флягиным. Он рассказывает об одном попике, служение которого и состоит в том, чтобы молиться о самоубийцах. Тем самым Флягин говорит: у каждого своя судьба и не нам их судить. Огромный рост и богатырская внешность Ивана Северьяновича никак не вяжутся с монашеским одеянием, в которое он одет. И тогда Флягин начинает рассказ о своем пути к Богу. Пути сложном, полном испытаний и неизбежного выбора между добром и злом.