Сюжет повести «Коляска» был основан на реальных событиях. Эта история произошла в Петербурге с графом Виельгорским, забывшим о том, что он пригласил гостей на обед. Гоголь поменял забывчивость главного героя на хвастовство, перенес действие повести в маленький городок и получилась забавная повесть о том, как важно уметь держать слово и не хвастаться. Впервые повесть увидела свет в 1836 году, в пушкинском журнале «Современник», за что Александр Пушкин был очень благодарен Гоголю. В письме другу он даже отметил, что «на коляске Гоголя его альманах может уехать далеко».
Жизнь захолустного города Б. с приходом кавалерийского полка преобразилась. А с приездом бригадного генерала в город потянулись и все окружные помещики, тем более, что генерал решил дать большой прием. На этом приеме оказался и аристократ Чертокуцкий, считавший себя главным местным светским львом. Генерал решил похвастаться публике своей кобылой, которой очень гордился. Тогда Чертокуцкий, дабы показать, что и у него есть нечто по-настоящему достойное, предложил генералу купить у него прекрасную венскую коляску для этой кобылы. И пригласил всех завтра к себе на ее осмотр. Однако тут же Чертокуцкий про приглашение забыл и продолжил отдыхать, вернувшись домой лишь под утро. Каково же было удивление его жены, когда в обед во двор въехали гости во главе с генералом. Чертокуцкий, испугавшись, велел сказать, что он уехал, а сам спрятался в той самой коляске, которую хотел продать генералу. Несложно догадаться, что там его и обнаружили гости, решившие взглянуть на коляску без присутствия хозяина.
Гоголь (1809-1852) приехал в Петербург зимой 1829 года, сразу после окончания гимназии, и был поражён дороговизной жизни в столице, особенно стоимостью квартир и еды. Даже познакомившись с Пушкиным и Жуковским и войдя в высший литературный круг того времени, Гоголь продолжал вести образ жизни, присущий скорее небогатому разночинцу, чем известному писателю. Он восхищался столицей, но ощущал, что сам он находится на обочине блистательного общества, населяющего её богатые дома. Именно в начале своей жизни в Петербурге Гоголь остро ощущал безденежье, потому он потом так точно описывал все тяготы жизни людей среднего и низшего сословий. Примечателен случай, когда в письме матери писатель жаловался на высокую стоимость шинели, без которой жизнь в промозглом северном климате просто невозможна. Спустя пять лет эти личные наблюдения оформятся у Гоголя в один из самых знаковых циклов в русской литературе — цикл «Петербургские повести».
Середина 1830-х (время выхода первых «Петербургских повестей») — это уже звездное время для Гоголя. После издания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» он воспринимался в обществе как преемник Пушкина и главный русский писатель. В середине 1830-х Гоголь публикует еще два двухтомных цикла — сборник повестей «Миргород» (1835) и книгу под говорящим названием «Арабески», в которую входят не только художественные произведения писателя, но и статьи и очерки, отражающие как мировоззрение, так и его взгляд на культуру, литературу и искусство в целом. Вот в пестром, как восточные орнаменты, сборнике «Арабески» и были впервые напечатаны три первые повести, которые впоследствии будут названы «Петербургскими». Это были повести «Портрет» (1834), «Невский проспект» (1835) и «Записки сумасшедшего» (1835).
«Петербургские повести» — общее название цикла повестей, написанных Н. В Гоголем в разное время, но объединенных одним местом действия — Петербургом 1830–1840 годов. В цикл их объединил сам Гоголь перед изданием своего первого собрания сочинений в 1842 году, а название «Петербургские» им дал биограф Гоголя В. Шенрок, когда в своих материалах к биографии писателя 1832–1839 гг. одну часть так и озаглавил «Петербургские повести Гоголя». Это название закрепилось и живет с нами уже почти 190 лет.
В сборник входят пять основных произведений — повести «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Также в цикл Гоголем были включены два не петербургских произведения — повесть «Коляска» и отрывок из неоконченного романа «Аннунциата» под названием «Рим».
Отдельно нужно добавить, что «Петербургские повести» Н. В. Гоголя положили начало формированию направления «натурализм» в русской литературе. В произведениях цикла Гоголь впервые касался жизни бедных петербургских обывателей, уделяя внимание различным мелочам и точным описаниям быта так называемых «маленьких людей». До Гоголя жизнь бедных и обездоленных было не принято описывать на страницах высокой литературы. Поэтому, фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели», приписываемая Ф. М. Достоевскому, но на деле принадлежавшая французскому писателю Э. де Вогюэ, идеально описывает тот революционный поворот в литературе 19 века, который произвели «Петербургские повести» Н. В. Гоголя.