Выход одного из самых романтических произведений в русской классической литературе — романа Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) «Дворянское гнездо» — сопровождался совсем не романтической историей. Маститый и признанный классик русской литературы Тургенев после первого публичного прочтения романа друзьями был обвинен в плагиате собратом по цеху, писателем Иваном Гончаровым. Гончаров (1812-1891) утверждал, что несколько лет назад рассказывал Тургеневу свою задумку романа о девушке, ушедшей в монастырь. Неизвестно, признал ли это Тургенев, но несколько сцен в «Дворянском гнезде» он действительно переписал после этого конфуза. Казалось бы, конфликт был исчерпан, но Гончаров не унимался, и история дошла до того, что среди литераторов был созван своеобразный «суд» из известных литературных критиков, в числе которых были П. Анненский и А. Никитенко, который полностью оправдал Тургенева. Все сошлись на том, что прав не тот, кто придумал канву, а тот, кто написал, и что Гончарову надо было быть порасторопнее. Однако после этого решения Гончаров престал водить дружбу с Тургеневым и при встрече даже не кланялся.
Исключая этот инцидент судьба романа «Дворянское гнездо» была более чем удачна. Писавшийся с 1856 по 1858 годы и опубликованный в 1859 году в некрасовском журнале «Современник» роман был с восторгом принят и критиками, и читателями. И те, и другие наперебой расхваливали удивительную способность Тургенева, сохраняя романтический флер повествования, поднимать серьезные общечеловеческие нравственные проблемы.
В период выхода «Дворянского гнезда» в русском литературном сообществе шло столкновение двух принципиально разных точек зрения на дальнейшее развитие литературы: сторонники чистого искусства стояли за искусство как таковое, без внедрения в него социальных проблем и политики; их оппоненты — утилитаристы, напротив, считали, что искусство должно в первую очередь отражать чаяния общества, быть неким нарушителем спокойствия. Критики 1850-х даже разделили тогдашних творцов на «пушкинских» — эстетических (Тургенев, Фет, Тютчев) и «гоголевских» — политических и сатирических (Салтыков-Щедрин, Чернышевский). Для последних Некрасов даже придумал девиз, который известен и сейчас каждому из нас — «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». И вот что удивительно, роман Тургенева «Дворянское гнездо» восхитил и тех, и других. Сначала он воспринимался как идеальное «чистое искусство» с той самой идеальной «тургеневской девушкой» в центре повествования, но очень быстро актуальность поднятых тем нравственного падения дворянства и описание многих проблем, всплывавших в разговорах героев (спор Лаврецкого и Паншина) перевели «Дворянское гнездо» в разряд остроактуальных произведений того времени.
Стоит еще отметить, что и критики, и читатели проводили параллель сюжетной линии с пушкинским «Онегиным». И там, и там главный герой приезжает в родные места после долгого путешествия из-за границы. И там, и там он встречает в глуши прекрасную образованную девушку с высокими моральными принципами. И там, и там из-за глубокой порядочности девушки героям не суждено быть вместе.
Роман Тургенева «Дворянское гнездо» стал своеобразным символом уходящей эпохи некогда блистательного дворянства, где еще оставались такие девушки как Лиза, которые были способны на высокое самоотречение ради любви и долга перед Богом. Далее на главные роли в русской литературе выйдет все отрицающий и все разрушающий нигилист и будет оставаться там вплоть до революции 1917 года.