Рассказ Александра Куприна (1870-1938) «Гамбринус» был впервые напечатан в феврале 1907 года в журнале «Современный мир», и в этом небольшом по объему произведении автор сумел отобразить практически все самые яркие события той эпохи: революцию 1905 года, русско-японскую войну и последовавшие за этими событиями бунты и погромы. Помимо отражения эпохи, в «Гамбринусе» Куприн сумел открыто высказать свою позицию по поводу того, что происходило тогда в русском обществе. Все грезили революцией и переменами, которые она принесет обществу, но Куприн искренне считал, что кровопролитие не может привести к миру, и что путь революции и войн — это путь к неминуемой гибели. Единственное, по утверждению Куприна, что останется с людьми в веках и поможет настоящему созиданию — это искусство, и пока будут находиться среди людей искренние служители искусства, мир ничто не сможет уничтожить.
Прототипом главного героя рассказа стал одесский скрипач Александр Певзнер. Он, как и герой «Гамбринуса», играл в кабаке, и посетители любили его за талант и умение сыграть любую мелодию по заказу публики. Однажды Куприн попал в этот кабачок и сразу же обратил внимание на талантливого музыканта. Вдохновленный таким искренним служением Александра музыке Куприн и написал свой рассказ, дав главному герою имя прототипа. По слухам, после публикации писатель пришел в пивную и подарил Александру Певзнеру портсигар из серебра и номер журнала с рассказом «Гамбринус». Но насколько эта история правдива — неизвестно.
Гавань одного южного города России ежедневно наполняли корабли со всего света. Там, в порту, находилось пивное заведение «Гамбринус», в котором работал музыкант Сашка. Горожане редко посещали порт, это место считалось неприличным, но посещение «Гамбринуса» было обязательным для всех жителей, ведь так, как играл Сашка, не играл никто и нигде. Скрипач мог воспроизвести любую мелодию любой страны мира и играл всегда от души и с большим мастерством. Он никому не отказывал в просьбе сыграть мелодию по заказу, будь то джига для английских моряков или воровские песни для тех, кто не в ладах с законом, потому Сашку любили все. И любили так, что когда объявили о призыве на русско-японскую войну, один рабочий даже вызвался пойти на фронт за Сашку. Но на фронт скрипач пошел сам. В его отсутствие хозяин пытался найти другого музыканта, но никто не мог привлекать публику в заведение так, как это делал Сашка. Когда год спустя Сашка вернулся живым и здоровым в «Гамбринус», радости горожан не было предела. Но оказалось, что война с японцами ничто в сравнении с революционно настроенными рабочими и начавшимися еврейскими погромами.