Родившийся в конце 19 века писатель Пантелеймон Романов (1884-1938) мог бы так и остаться в тени классиков русской литературы 19-го — начала 20 века, если бы не Октябрьская революция. Именно тогда, имеющий безусловный талант чтеца и актера, но весьма посредственный писатель, Романов стал выступать на публике со своими рассказами, в которых высмеивался быт и нравы советских людей 1920–1930 гг. Несмотря на то, что рассказы, или как называл их сам писатель, «этюды», были явно сатирическими, советская власть благосклонно отнеслась к творчеству П. Романова, а сам нарком просвещения А. В. Луначарский ценил его за «живость, юмор и прекрасный русский язык». Ухвативший модную сатирическую манеру письма П. Романов в 20-30 годы 20 века входил в число наиболее издаваемых и популярных писателей в СССР: его рассказы печатали в многочисленных журналах, выходили в свет сборники сатирических миниатюр и психологических новелл; на сцене многих театров страны была поставлена комедия П. Романова «Землетрясение (кстати одна из первых советских комедий), а первые части многотомной эпопеи «Русь» были выпущены несколькими изданиями.
«Дружный народ» (написанный в 1920 году и давший название сборнику рассказов, выпущенных в 1927 году), вероятнее всего, вошел бы в эпопею «Русь», над которой Романов работал долгое время, но так и не завершил ее. В ней писатель намеревался исследовать русский национальный характер, основными чертами которого были, по его мнению, непротивление и терпение, жертвенность и щедрость, пассивность и издержки православного воспитания.
Рассказ «Дружный народ» по-своему исследует влияние толпы на индивида и показывает, как сила толпы подавляет волю и усыпляет разум, за минуты превращая людей в смелую агрессивную массу. Но, как только толпа рассасывается, человек опять становится рассудителен и труслив.
Пришла разнарядка из волостного совета возить дрова на государственный завод. С каждого двора подвода и каждая подвода должна сделать по шесть выездов. Народ стал возмущаться. Объявлявший волю совета резонно отвечал: Если вы получаете что-то от государства — школу, больницу — то и государству должны в ответ тоже что-то дать. Народ зашумел, что в школе ничего нет, а в больнице все платно, но им объяснили, что ежели не будете возить дрова, то сначала отсидите, а потом в два раза больше должны будете ходок сделать. Из дальних рядов, кого не было видно, стали смело выкрикивать объявлявшему: что это, барщина, оброк, что-ли?! Толпа одобрительно подхватила эти возгласы и долго еще возмущалась. Однако, когда все разошлись, то каждый вдруг решил, что сделать шесть выездов куда как легче, чем 12. И стали по-одному потихоньку возить. Правда, друг другу говорили, что за водой или за травой лошадям подводу снарядили.