«Герой нашего времени» — первый в русской прозе социально-психологический роман, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1837–1839 годах, ставший классикой русской литературы. Этот роман — удивительное произведение. В нем нет общего сюжета. Каждая часть (глава) — это отдельная повесть, и связаны они между собой лишь фигурой главного героя — Григория Печорина. По хронологии событий, описанных в романе, части романа следовало бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» (начало рассказа), «Фаталист», «Бэла» (окончание), «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина». Но Лермонтов расставил главы по-другому: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». Писатель решил, что такое расположение частей поможет лучше раскрыть характер главного героя, ведь сначала Печорин показывается читателю глазами Максима Максимыча, а только затем мы узнаем его изнутри, по записям из его дневника.
Повесть «Максим Максимыч» — самая маленькая изо всех, является связующим звеном между главами «Бэла» и «Журнал Печорина». Здесь нет действия как такового, в главе описывается лишь эпизод случайной встречи двух старых знакомых, произошедшей через пять лет после событий, описанных в повести «Бэла». Максим Максимыч искренне радуется, узнав, что в гостиницу приехал Печорин, и надеется на дружеское общение и теплый вечер воспоминаний, Печорин же старается этой встречи избежать, ведь Максим Максимыч — это живое напоминание о неблаговидном поступке Печорина по отношению к Бэле и ее семье, а мало кто из нас хочет видеться с тем, кто видел нашу темную сторону. Потому Печорин оказывает Максиму Максимычу холодный прием, что очень расстраивает штабс-капитана. Немного смягчившись, Печорин позволяет ему себя обнять, но практически сразу уезжает с постоялого двора. «Жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..» — говорит обиженный на старого друга Максим Максимыч. Потом он выбрасывает на пол бумаги, оставленные когда-то Печориным ему на хранение. Их подбирает рассказчик. Эти бумаги не что иное как «Журнал Печорина».