В начале 19 века по всему миру распространилась мода, связанная с собирательством народных сказок и легенд и сочинением произведений в стиле народных преданий. Это было связано с выходом сборников Шарля Перро и братьев Гримм, всерьез занявшихся сбором, классификацией и публикацией произведений народной словесности.
В России мысль о необходимости записывать русские сказки из уст народа впервые высказал В. А. Жуковский (1783-1852). В своем письме родным он писал: «Я давно придумал для вас всех работу, которая может быть для меня со временем полезна. Не можете ли вы собирать для меня русские сказки и русские предания; это значит, заставлять себе рассказывать деревенских наших рассказчиков и записывать их россказни. Не смейтесь. Это национальная поэзия, которая у нас пропадает, потому что никто не обращает не нее внимания: в сказках заключаются народные мнения; суеверные предания дают понятие о нравах их и степени просвещения и о старине… Работа и не трудна, и не скучна. Писать не нужно с старанием; записывать просто содержание. Все это привести со времен (ем) в порядок — мое дело». Впоследствии Василий Андреевич будет много времени уделять сбору сказок и преданий и некоторые из них использовать в своем творчестве.
Повесть «Марьина роща», написанная Жуковским в 1809 году и преподнесенная им читателю как «старинное предание», на самом деле преданием не являлась, а была лишь стилизацией под легенду. Кроме повести Жуковского ни в каких других источниках не упоминается история любви Марии и Услада и печальной участи девушки, якобы похороненной в Марьиной роще в Москве и давшей название этой местности.
Эта история родилась благодаря влюбленности, которую испытывал литератор к своей племяннице Марии Протасовой. Этому браку не суждено было случиться — огромная разница в возрасте и кровные узы не позволили бы даже заикнуться о таком союзе, но в творчестве Жуковского эта любовь вылилась в три прекрасные авторские сказки — «Три пояса», «Три сестры» и «Марьина роща», которые Василий Андреевич напечатал в редактируемом им журнале «Вестник Европы».
«Марьина роща» — классическая сентиментально-романтическая повесть, по духу своему напоминающая модную тогда «Бедную Лизу» Карамзина, но с некими элементами готической повести. Но это этого она ничуть не теряет своего значения, являясь одной из вершин прозаического творчества Жуковского. Помимо этого, в языке «Марьиной рощи» уже угадываются будущие прекрасные стихотворные баллады Василия Андреевича, вознесшие его на вершину русской допушкинской литературы.
Мария и певец Услад любят друг друга, но юный возраст девушки вынуждает их отложить свадьбу, да и Усладу нужно уехать по неотложным делам. В это время юную Марию видит богатый и родовитый Рогдай. Его сила как будто гипнотизирует Марию, и она выходит за Рогдая замуж. Но очень скоро Рогдай понимает, что Мария по-прежнему любит своего певца. Тогда он безжалостно убивает девушку. Вернувшийся домой Услад, узнает о смерти любимой и вместе с христианским старцем Аркадием основывает над могилой Марии часовню.