1. Пятый канал

Иван Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». 1847 год

Детская страничка

Избранные рассказы издания 1847 года — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Льгов», «Пётр Петрович Каратаев» — читают П. Румянцев, К. Адашевский, И. Дмитриев, Д. Журавлёв. Записи были произведены в студиях Ленинградского радио в 1955–1976 гг.

Цикл рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883) — тот удивительный случай, когда литературный заказ превратился в удачу для автора и стал знаковым произведением для всей русской литературы.

В 1846 году Н. Некрасов и И. Панаев выкупили знаменитый пушкинский журнал «Современник», который после смерти поэта не имел популярности среди читателей. Некрасов и Панаев вознамерились возродить детище Пушкина, вдохнув в него новую жизнь, плюс, им хотелось создать конкуренцию известному и модному тогда изданию «Отечественные записки». Имея большие связи в литературных кругах, новые владельцы «Современника» обратились к своим знакомым писателям с просьбой, написать для их журнала что-нибудь в современном, реалистическом стиле. Именно тогда Панаев попросил Тургенева прислать материал для отдела «Смесь», в котором печатались небольшие бытовые очерки, юмористические рассказы и занимательные новости. Тургенев откликнулся на просьбу очерком «Хорь и Калиныч», который был напечатан в первом номере нового «Современника». Неожиданно для Тургенева описание крестьянского быта и проблем, сопровождающих жизнь крестьян, поданное через рассказ стороннего наблюдателя, был воспринято читающей публикой с восторгом.

Изначально Тургенев не планировал сочинять цикл, но успех очерка и просьба издателей заставили его продолжить работу. Так, с 1847 по 1851 год в журнале были напечатаны 22 рассказа, составившие впоследствии основу знаменитого сборника (еще три очерка Тургенев добавил в спустя почти 25 лет, в 1874 году). Стоит сказать, что само название «Записки охотника» было придумано не Тургеневым, а издателем И. Панаевым, который предложил еще к первому рассказу добавить подзаголовок «Из записок охотника».

Успех «Записок» был таким громким, что уже в 1852 году они вышли отдельным изданием. Но долгожданный выход сборника обернулся громким скандалом. Во время выхода книги Тургенев находился под домашним арестом, куда был отправлен за написание провокационного некролога на смерть Н. Гоголя. Цензор «Записок», князь В. Львов, все же разрешил публикацию произведения опального писателя, за что вскоре сам был отправлен в отставку. То, что с восторгом принималось простыми читателями, вызвало негодование у начальства В. Львова, которое увидело в книге критику дворянского общества и идеализацию простого народа.

Большинство очерков, составляющих цикл, не отличается динамичным сюжетом, это просто житейские сцены, случайно попавшиеся на глаза рассказчику и описанные им. Собственно, сам рассказчик и общая тема — изображение русского народа, крепостных крестьян и их нравственных качеств — главные объединяющие цикла. Практически сразу после публикации «Записки охотника» были признаны своеобразным литературным стандартом изображения «народа», став важным событием не только в русской литературе, но и в общественной жизни страны.

По поводу жанра, в котором написан цикл, до сих пор нет единого мнения — одни исследователи называют части сборника рассказами, другие — очерками.

«Хорь и Калиныч»

Читает Заслуженный артист РСФСР Павел Румянцев. Запись произведена в студии Ленинградского радио 4 августа 1955 года.

00:00
ПоделитьсяTwitterHTML-код

Приехав в Жиздринский уезд на охоту, рассказчик знакомится с местным помещиком Полутыкиным, также страстным охотником. Тот приглашает рассказчика в гости. По пути к усадьбе они заезжают к крепостному мужику Полутыкина — Хорю, который сумел отстроиться после пожара и теперь являет собой образец настоящего деятельного мужика. Полутыкин предлагал ему выкупиться (ведь Хорь хорошо стоит на ногах), но тот отказался. На другой день рассказчик с Полутыкиным отправились на охоту, где к ним присоединился еще один мужик помещика — Калиныч. В отличие от Хоря, он совершенно не умел вести хозяйство, зато прекрасно ладил с природой и животными и умел останавливать кровь. Как оказалось, эти два совершенно разных мужика дружили. В чем смог убедиться рассказчик, заехав к Хорю на обратном пути после охоты, куда также пожаловал и Калиныч.

«Ермолай и мельничиха»

Читает Народный артист СССР Константин Адашевский. Запись была произведена в студии Ленинградского радио 14 июля 1976 года.

00:00
ПоделитьсяTwitterHTML-код

Рассказчик отправляется стрелять вальдшнепов вместе с Ермолаем, крепостным одного из местных помещиков. Хозяин давно отказался от него, так как Ермолай не мог ничего делать, кроме как охотиться. Теперь он был предоставлен сам себе и лишь был обязан приносить раз в месяц барину несколько пар тетеревов и куропаток. Дома Ермолай бывал раз в неделю и дольше дня там не оставался. К жене своей относился грубо и всячески ее обижал.

Охота в этот день не задалась, и рассказчик с Ермолаем решили заночевать на мельнице, чтобы продолжить с утра. В дом их не пустили, и они расположились на сеновале, куда им и принесла еду мельничиха. Ночью рассказчик услышал беседу Ермолая и мельничихи Арины. Ермолай обещал выгнать жену и звал Арину к себе «погостить». Рассказчик присоединился к разговору, из которого узнал о печальной судьбе мельничихи, которая когда-то была горничной у одного знатного князя, но была острижена и выслана из города в деревню, как только попросила о возможности выйти замуж за лакея Петра, от которого она ждала ребенка. Мельник выкупил ее у князя, и с тех пор красавица Арина жила на мельнице. Ребенок ее умер, а лакея Петра отдали в солдаты.

«Малиновая вода»

Читает Народный артист СССР Иван Дмитриев. Редактор — Л. Шаркова. Запись произведена в студии Ленинградского радио 27 июля 1976 года.

00:00
ПоделитьсяTwitterHTML-код

В начале августа стояла невыносимая жара. Рассказчик, выбравшийся на охоту к реке Иста, решил немного отдохнуть у ключа, который все называли «Малиновая вода». Неподалеку от него расположились два рыбака, одним из которых был Степушка из усадьбы Шумихино, где рассказчику доводилось бывать. Второй рыбак тоже оказался ему знаком — это был Михайл Савельев, по прозвищу Туман. Подсев к рыбакам, рассказчик с удовольствием стал слушать воспоминания мужиков о покойном хозяине Шумихино и жизни в сгоревшей к тому времени усадьбе. Они вспоминали о множестве хозяйских лошадей и собак, о балах и фейерверках, об одежде, которую их бывший барин заказывал из Парижа, и о его любви к дворовым девкам. В этот момент к компании подошел человек. Это был Влас. Он ходил в Москву к своему барину просить, чтобы тот ему уменьшил оброк или перевел на барщину, ведь сын, плативший за него оброк, умер. Но барин его прогнал, сказав, что с этим нужно идти к приказчику. К приказчику Влас идти не собирался, так как и так ему задолжал, а платить было нечем. После этой истории прежней веселой беседы уже не получалось и через полчаса все разошлись.

«Льгов»

Читает Народный артист СССР Константин Адашевский. Запись произведена в студии Ленинградского радио 26 июня 1956 года.

00:00
ПоделитьсяTwitterHTML-код

Рассказчик с Ермолаем решают поохотиться. Ермолай знает одно хорошее место подо Льговом, где река превращается в большой пруд — там бывает отличная охота на уток. Приехав на место, они понимают, что собаки не смогут достать тушки уток из пруда, так как он сильно заболочен, и решают взять лодку во Льгове. По пути они знакомятся с вольноотпущенным Владимиром, предложившим им свои услуги в качестве провожатого и помощника на охоте. Он был грамотен, читал книги, когда-то обучался музыке и служил камердинером. Лодку взяли плохонькую, по-русски понадеявшись на то, что с ней будет все в порядке. Охота началась. Уток было много, и скоро они заполнили все место в лодке. Но когда в пылу охоты Ермолай сделал неловкое движение, охотники, вместе с Владимиром (которому было поручено вычерпывать воду из лодки) и всей своей знатной добычей, оказались в воде.

«Петр Петрович Каратаев»

Читает Народный артист СССР Дмитрий Журавлёв. Запись произведена в студии Ленинградского радио 21 ноября 1956 года.

00:00
ПоделитьсяTwitterHTML-код

По пути из Москвы в Тулу рассказчику пришлось день просидеть на почтовой станции, где он познакомился с разорившимся помещиком Петром Каратаевым, следовавшим в Москву. Живя в деревне Каратаев влюбился в крепостную Матрену, принадлежавшую его старой соседке. Он захотел выкупить девушку, но старуха отказала ему и выслала Матрену в дальнюю деревню. Тогда Каратаев нашел девушку и убедил ее бежать с ним. Какое-то время влюбленные были счастливы. Но однажды их, катающихся в санях, увидела хозяйка Матрены. Владелица тут же натравила на Каратаева пристава. Петр попытался спрятать девушку, но та решила вернуться к помещице, понимая, сколько бед принесла Каратаеву. Что было с ней потом никто не знает. Деревню Каратаева после длительных разбирательств продали с аукциона, а он сам уехал в Москву, поступил служить и уже через год выглядел совсем потрепанным и опустившимся человеком.

5,00 из 5. Всего оценок: 1

О проекте

Детская страничка

В «Детской страничке» собраны любимые волшебные истории, записанные много лет назад. Только здесь эксклюзивно представлены записи любимой многими поколениями советских детей Марии Григорьевны Петровой.



Новости партнеров


Комментарии

Войдите, чтобы написать:

Через социальные сети

Вконтакте