«Освобождение Толстого» — философско-критическое и биографическое эссе, итоговое сочинение И. А. Бунина (1870-1953) на тему исследования жизни Л. Н. Толстого.
Львом Толстым, с которым они были знакомы, Бунин восхищался с молодости, и практически сразу и сама личность великого писателя, и его взгляды на жизнь стали для Бунина своеобразным камертоном и его собственной жизни. Уже в эмиграции, испытывая колоссальную тоску по Родине, писатель стал основательно исследовать личность Толстого, собирая воспоминания тех, кто его знал, и печатая эти воспоминания в виде эссе в парижских журналах. Впоследствии все эти разрозненные воспоминания, сдобренные собственными размышлениями и наблюдениями, были собраны Буниным в книгу «Освобождение Толстого». Она вышла в Париже в 1937 году и до сих пор считается одним из лучших сочинений, посвященных Толстому.
Практически в первых строках своего труда Бунин дает расшифровку названия, объясняя читателю, какой смысл он вкладывает в слово «освобождение»: «Для Толстого не осталось в годы его высшей мудрости не только ни града, ни Отечества, но даже мира; осталось одно: бог; осталось „освобождение“, уход, возврат к богу, растворение — снова растворение — в нем…. и смерть была его последним „освобождением“».
«В молодости Л. Т. хотел быть самым богатым, самым великим, самым счастливым… Но пройдут годы, и он откажется от богатства, будет тяготиться славой, обратиться с просьбой к окружающим похоронить его в простом гробу, без речей, памятников, надписей, похоронить на том месте, где он в детстве искал „зелёную палочку“ — символ братства и счастья на земле. Дух освободился от зависимости плоти, приблизившись к Божественной любви и Вечному состраданию».
«Как индусы под шестьдесят лет уходят в лес, как всякому религиозному человеку хочется последние годы жизни посвятить богу, а не шуткам, каламбурам, сплетням, теннису, так и мне, вступая в свой семидесятый год, всеми силами души хочется этого спокойствия, уединения и хоть неполного согласия, но не кричащего разногласия со своими верованиями, со своей совестью…»