А что вы успели сделать за последние 11 лет?
Фото: trud.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
«Сезон — 2009 Зенит начнёт на новом стадионе!» Эти слова Валентины Ивановны Матвиенко, на тот момент (2006 год) губернатора Санкт-Петербурга, эхом звучат в моей голове 11 лет. Вдумайтесь — 11 лет! Я сам только что осознал. Что можно сделать за это время? Пойти первый раз в первый класс и погулять на выпускном. Сделать предложение и отметить стальную свадьбу. А можно — дождаться следующей новости: 31 марта 2017 года генеральный подрядчик — компания «Метрострой», направляет уведомление в Ростехнадзор о завершении работ. Ведомство вместе с Госстройнадзором проведёт проверку и после этого выдаст акт ввода стадиона в эксплуатацию. Уфф… Даже мне — человеку постороннему — хочется выдохнуть.
Эту одиннадцатилетнюю историю принято считать главным спортивным долгостроем страны. Особенно глумятся, конечно же, поклонники московских клубов. Да, я сам за эти годы успел съездить на съёмки пустыря в Тушино, на закладку первого камня на Песчанке. Это места, где сейчас стоят стадионы Спартака и ЦСКА, которые уже принимают матчи.
Старый стадион ПФК ЦСКА
фото: fb.ru
Новый стадион ПФК ЦСКА.
фото: pfccskanews.ru
Место строительства стадиона для ФК «Спартак».
фото: spartakstadium.ru
Стадион ФК «Спартак».
фото: bogorodskoe.mos.ru
А в Петербурге всё готовятся. И тут стоит объяснить, почему. Возведение стадиона на Крестовском острове — это не стройка. Это две стройки. Потому что работы начались с того, что надо было демонтировать стадион имени Кирова — уникальное сооружение, представляющее собой огромную чашу-углубление в намытом грунте. Стадион Кирова надо было не сносить. Его надо было срыть.
Стадион имени Кирова.
видео: youtube.com
К слову, стадион продолжал функционировать даже в момент демонтажа конструкций. Я, например, посетил уникальный матч «Зенит-2» — «Арсенал» (Тула). Такого антуража не было нигде и никогда. Табло разбирали прямо во время игры, а со стороны пустых трибун регулярно раздавался металлический звон — это рабочие срезали крепления рядов кресел и бросали их вниз к бровке поля. Торопились. Потому что сделать надо было много и работы эти были крайне необычными. Например, начали — со строительства причала. Только так можно было доставлять на объект металлоконструкции — по воде. Продолжили тем, что намыли новый грунт. То есть, это уже сложно назвать стройкой, это изменение ландшафта. А потом началась свистопляска — парад-алле компаний-генподрядчиков. Причем, следующие, как правило, жаловались на предыдущих. Одна рука не знала, что делает вторая.
Сюжет Пятого канала.
Стоит добавить и мистики. Можете называть это мистикой. Слишком уж часто название стадиона мелькало в новостях о смерти людей. Японский архитектор Кисе Курокава — сдал проект и скончался. Генеральный директор компании-подрядчика ООО «Авант» Григорий Фельдман — расторг контракт с городом из-за удорожания проекта и погиб в автокатастрофе. А уже позже — на стройке несколько раз гибли рабочие. Кровожадный стадион получается, хищный.
Григорий Фельдман и Кисё Курокава.
фото: rospres.com и magspace.ru
Проект действительно неумолимо дорожал. Не было в живых автора, некому было вносить аккуратные коррективы. Поэтому в Петербурге импровизировали. Следите за полётом мысли. Все данные — из открытых источников, никакого секрета в них нет.
Я построю этот стадион за 6,7 миллиарда рублей! — говорит Газпром.
А мы — за 14 миллиардов! — повышают ставки городские власти.
В августе 2008 года Петербург скидывает с себя строительство Охта-центра и готов направить на стадион 23,7 миллиарда рублей.
Но торопиться при этом не надо. Потому что идёт кропотливая работа на международной арене. И вот результат — Россия выигрывает право проведения Чемпионата мира 2018! ФИФА, родные, миленькие, покажите нам ваши требования! Конечно же, мы всё перестроим под них, изменим проект, увеличим вместимость арены и заложим на всё это 40 миллиардов!
А если подумать, то 43,8 миллиарда. Но надо будет пересчитать из-за нового курса валют.
К началу 2017 года подошли к следующим цифрам: журналисты насчитали 48 миллиардов, чиновники скромничают и настаивают на 42. Но тут же просят из бюджета ещё 2 миллиарда на окончательную адаптацию к требованиям ФИФА.
Тот, кому предназначался такой дорогостоящий подарок с государственного плеча — футбольный клуб «Зенит» пытался от подарка отвертеться. Руководство клуба давно просило предоставить им право самим построить небольшой стадион по европейским стандартам, на котором можно было бы проводить международные матчи. Присмотрели даже участок земли возле метро Купчино. И проект был готов, и сроки ставили — конец 2015 года.
Проект стадиона в Купчино.
фото: fontanka.ru
Но городские власти подобрали слова, убедили зенитовцев, что отсрочек на Крестовском больше не будет. А их и не может больше быть — ФИФА не позволит.
Стадион на Крестовском и задумывался, как дорогой. Потому, что конструкционно сложный. За 11 лет изменилось многое, но упрощать проект не решился никто. Все «навороты», задуманные Курокавой остались. Такие, как раздвижная крыша и система кондиционирования, которые будут обеспечивать «вечную весну» — внутри всегда будет плюс 21 градус.
Испытание раздвижной крыши стадиона.
видео: youtube.com
Впервые в России используют выдвижное поле, которое позволит поддерживать натуральный газон в живом состоянии. Если кто-то ещё помнит столичные Лужники в первозданном виде — там газон был искусственным, потому что солнце внутрь толком не попадало, и трава гибла. А искусственный газон — это совсем другая игра и другие стандарты. Да и какое солнце в Петербурге, опомнитесь. Если солнце не идёт к траве, то трава поедет к солнцу. За пределы арены. Любопытно, что фанатский вираж будет расположен именно над той выкатной щелью, через которую перемещают поле. По сути эта трибуна — балкон, который висит над землей. Болельщиков в шутку даже попросили сильно не прыгать. Ох, уж и шуточки…
Будущий фанатский вираж
фото: lenta.co
На стадионе провели два тестовых шоу. Посмотрели, как разойдутся потоки — сначала 10 тысяч человек, а потом и 40 тысяч. Пригласили журналистов. У всех впечатления разные, а мне понравился наклон трибун. С них хотя бы нормально видно поле и они создают ощущения компактности. Помещение на 67 800 мест не кажется аэродромом, в дальнем углу которого будут копошиться 22 муравья.
фото: piterarena.com
Ну и не забываем, что в понятие «стадион на Крестовском острове» входят ещё: автомобильный мост, пешеходный мост, подъездные пути и две станции метро. Как всё это будет функционировать в будущем — отдельный вопрос. Никто не удивится, если после Чемпионата мира на Крестовском продолжат что-то достраивать, доделывать, обновлять. Но сейчас стоит задача — сдать в срок и провести международный турнир. Через 11 лет после матча «Зенит» — «Динамо» Сергей Миронович Киров снова увидит людей, которые идут на футбол.
фото: asninfo.ru
Роман Кирюхин
86%
0.46 106.08
0.27